?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Церковь и политика

Когда идут дискуссии об отношении церкви к политике, то происходит смешение двух бытовых пониманий того, чем собственно политика является. Беря свое происхождение от слова от греческого слова πόλις (полис) - города государства, политика изначально предполагала участие граждан в жизни родного края, решение важных вопросов государственной и хозяйственной жизни. Поэтому не интересующихся этими вопросами презрительно именовали "идиотами" - людьми недалекими, глупыми и безответственными. Но, как и практически все понятия, с течением веков концепт "политика" стал гораздо сложнее того, что он представлял собой первоначально. Отсюда и многогранность этого явления, к которому однозначного черно-белого отношения быть просто не может. Равно как и к культуре, искусству, философии и проч.

Итак, прежде всего под политикой понимается легальная борьба за власть и государственная деятельность в различных сферах. Очевидно, что Церковь в целом не занимается ни тем, ни другим - в ее задачи входит совместное поклонение, назидание членов Тела и благовестие миру посредством проповеди и сопровождающих ее добрых дел. Именно поэтому служителям церкви (не только являющимся ее руководителями, но и часто выступающим от ее имени) не стоит ни быть политическими деятелями, ни слишком явно выражать свою поддержку той или иной политической силе, поскольку это может создать основание для разделений и препятствия для благовестия. Ну и, повторюсь, задачи у них все же другие. Однако, среди членов церкви, разумеется, могут быть как профессиональные политики, так и просто интересующиеся и поддерживающие те или иные партии, кандидатов на руководящие посты в государстве и так далее. Но они не должны ассоциировать свои взгляды с позицией всей общины - это крайне важно отметить.

Ну и во-вторых, под политикой в бытовом понимании часто подразумевается в широком смысле разные взгляды на происходящие в стране и мире события, оценки исторических фактов. Здесь мы ступаем на очень зыбкое основание, поскольку входим в сферу политтехнологий, информационных войн, трактовок истории в угоду тем или иным элитам - отличить собственно факты от их разнообразных интерпретаций подчас очень сложно. Именно поэтому оценки со стороны Церкви и должны быть сдержанны, осторожны, аккуратны и своевременны. На своевременности остановлюсь особо - дерево судят по плодам, что предполагает некоторое время и отстраненность. В гуще событий часто непонятна их суть, направление и последствия.

Таким образом, чему Церковь должна учить и что практиковать в свете отношения христиан к происходящему в мире (помимо уже отмеченного)?

- уважительное отношение к власти, что предполагает отсутствие злословия, благодарность за благословения Божьи через государство (относительный порядок, безопасность и наказание зла). Это не противоречит разумной и конструктивной критике действий властей и обличению их пороков (коррупция, равнодушие чиновников, непрофессионализм), что, впрочем, не должно превращаться в обобщения ("партия жуликов и воров") и судилище над конкретными личностями;

- возможное (согласно совести) участие христиан в политической жизни страны через выборы и другие законные инструменты;

- выбор того кандидата, программа и жизнь которого наиболее соответствует библейским заповедям. Конечно же, тут надо помнить, что выбор обычно происходит по принципу "наименьшее из зол", речь не идет об идеальном человеке. С другой стороны, даже христианин вовсе не обязательно будет хорошим руководителем;

- воздержание от политического экстремизма - шовинизма, этно-национализма, призывов к насилию, вооруженному свержению власти и т.д.;

- миротворчество - призывы к прекращению войн, конфликтов, раздоров (вместо однозначной поддержки той или иной стороны противостояния);

- удаление от тех обсуждений, которые провоцируют споры, ссоры и разделения;

- предупреждение об опасности, исходящие от увлеченности политикой для отдельного христианина - искушение властью, доверие пропаганде, узость мышления, ксенофобия (яркое деление мира на "своих" и "чужих" по политическим критериям, как следствие - враждебное отношение к оппонентам);

- сочувствие и помощь страждущим ВНЕ зависимости от занимаемой ими политической позиции;

- участие в общественной жизни через социальное служение и просветительскую деятельность;

- молитва - наиболее важное, но, пожалуй, самое недооцененное орудие Церкви. Молитва за начальствующих. Молитва против козней дьявольских в разных их проявлениях. Молитва о мудрости для народа. Молитва за христиан о сдержанности, любви и хорошем свидетельстве. Молитва не самоправедная, но смиренная, покаянная, полная любви даже к врагам.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
ulya_borodulina
Sep. 1st, 2014 09:38 pm (UTC)
Согласна как почти всегда:)
Вот только, я бы уточнила, что " выбор того кандидата, программа и жизнь которого наиболее соответствует библейским заповедям" - это рекомендация для каждого отдельного христианина. Но не церкви. Недопустимо, чтобы сама церковь поддерживала какого-либо кандидата или партию, даже если их программа целиком и полностью соответствует библейским заповедям. Имхо.
toshaleb
Sep. 1st, 2014 09:40 pm (UTC)
да, согласен. Я это и имел ввиду.
(Anonymous)
Sep. 3rd, 2014 07:42 am (UTC)
Аминь, брат Антон
( 3 comments — Leave a comment )