?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Ветхом Завете обличение властей верующими было общим местом. Немудрено, пророки и цари были частью Израильского народа, находящегося непосредственно под Божьим владычеством и Его законом. В Новом Завете Царство Божье на земле в полноте не установлено, Церковь находится в мирском окружении - в лучшем случае, умеренно-светском; в худшем - религиозно-фундаменталистском. Ни одна страна не может претендовать на звание христианской во всей полноте.

Соответственно, повеление "не участвовать в делах тьмы, но и обличать" (Еф. 5:11), относящееся к неверующим (властям в том числе) нужно понимать сбалансированно - соотнося с другими библейским истинами.

Прежде всего, слово "обличение" буквально можно перевести как "разоблачать, обнаруживать". Делать это необходимо как напрямую (через критику и замечания), так и опосредованно - путем создания определенной альтернативы. Вспоминается пример, когда мужья должны быть приобретаемы для Христа (а соответственно, и обличаемы тоже) через жизнь своих жен- 1 Пет. 3:1. Сама атмосфера Церкви, христианского благочестия, измененных Христом жизней должны по идее оказывать такое сильное влияние на общество и власти, что те будут совершенно естественным образом обличаемы - "и таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог" (1 Кор. 14:25). Потому что настоящее христианское обличение возможно только через встречу с Богом - через Его Слово или жизнь христиан. Не секрет, что Библия для мира непререкаемым авторитетом не является. А вот Христос в верующем, его делах, словах и отношении окажет огромное действие. Христиане сегодня преуспели в словесной критике друг друга и власти. А вот показать личный пример гораздо сложнее. Как говорится, что толку ругать тьму - зажги хотя бы свечку.

Таким образом, обличение власти (как и неверующих в целом) - это не просто критика их грехов. Это проповедь Евангелия словом и жизнью, чтобы они смогли обратиться, и Бог помог им избавить от греха.

Обличение также должно быть информированным. Апостол Павел писал о "верном слухе" от домашних Хлоиных - так он получал достоверную информацию о проблемах в коринфской церкви. Важно не только содержание обличения, но и его основа. Речь идет об очевидцах событий, авторитетных источниках, официальных расследованиях, осторожном анализе данных из разных СМИ, которые помогут сформировать взгляд на происходящее в стране и мире.

В последнее время я вижу печальную тенденцию, когда христиане (в том числе и служители) огульно осуждают власти, чиновников, конкретных деятелей на основании СМИ разной степени желтизны. Я не против разоблачения пороков общества, однако стоит помнить, что "оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом" (Прит. 17:15). Готов ли я публично судить о вине/невиновности того или иного правителя как будто я стою перед Судьей? Лично я - чаще всего нет. Многие вещи я узнаю только спустя много лет, из исторических исследований. Кое что - только на небесах.

Очевидно, что обличение властей должно быть уважительным и осторожным. Не буду приводить многочисленные тексты Ветхого и Нового Завета, подтверждающие это. Скажу о причине - любая власть имеет огромную ответственность, ее решения несут далеко идущие последствия. Я не готов сказать как бы я поступил на месте президента в той или иной ситуации, имея те же данные и полномочия. Это как в церкви - легко рассуждать о пасторском служении, когда ты сам не пресвитер. Именно поэтому я предпочитаю больше не обличать, а молиться о мудрости для правителей (1Тим. 2:2).

И последнее. Я не против обличения власти, когда оно (помимо вышеперечисленного) законно - через вменяемую критику, правозащитную деятельность, отстаивание своих позиций в суде, представительство во властных институтах. Без призывов к переворотам, мятежам, расправам. Просто я верю в простую истину - каждый народ достоин своего правителя. А значит, сосредоточить свое служение Церкви нужно прежде всего на ближних - то есть конкретных людях. Глядишь, изменится что-то в сердцах людей - даст нам Бог и более достойных правителей.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
ulya_borodulina
Jan. 25th, 2015 04:25 pm (UTC)
показать личный пример гораздо сложнее
Плюсую.
fobor
Jan. 26th, 2015 03:38 am (UTC)
Какие-то прямо параллельные миры. И где эти самые служители, критикующие власти? Ну, Ю.К. Сипко критикует, ладно, хотя говорить об огульности его критики несерьезно, человек, просидевший два срока в председателях союза, публично не скажет ничего, чего не смог бы обосновать. И что, сильно многие вдохновились его примером? Что-то сомневаюсь. Вернее, не наблюдаю этих многих.

Про желтую прессу еще страньше, как можно в критике властей опираться на желтую прессу, которая сегодня практически в полном составе наперегонки демонстрирует верность и любовь к начальству. Непонятно.

Про законность критики еще непонятнее, т.к. любая критика властей законна, если осуществляется без применения колющих, стреляющих и режущих предметов. И, в свою очередь, закон, ограничивающий такую критику, просто не подлежит исполнению, а его применение само по себе преступно.

Еще есть немаловажный момент, что мы сейчас живем в республике, где христианин запросто может быть политиком, т.е. человеком, целью светской деятельности которого является удаление от власти тех, кто там сейчас, с заменой их собой и своими единомышленниками. Понятно, что на время такой деятельности христианину не стоит быть профессиональным служителем, но скрыть свое исповедание у него вряд ли получится. Ну и т.д.
toshaleb
Jan. 26th, 2015 04:45 am (UTC)
На самом деле, критикующих достаточно много - и не только в России. Вернее, критикой и обличением это назвать сложно. Скорее какими-то огульнымм обвинениями и поливанием грязью.

Желтая пресса вовсе необязательна лояльна власти.

"Критика" может содержать в себе элементы разжигания розни и призывы к насильственному свержению власти. Это, насколько я понимаю, незаконно.

Насчет оппозиции и занятия политикой - согласен. Так я и не против, о чем в конце поста написал.

Edited at 2015-01-26 04:50 am (UTC)
( 3 comments — Leave a comment )