?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О посте

В Священном Писании учение о посте представлено не в виде некоего пространного катехизиса, но на многочисленных примерах - в том числе как это делать не нужно. Греховная природа человека постоянно толкает его на искажение заповедей Божьих, даже самого святого, что есть в христианской вере. Именно поэтому и сегодня необходимо возвращаться к основам христианства, объяснению глубин духовной жизни и практики.

Итак, пост - это не только и не столько отказ от пищи. Недаром в Библии он сопровождается молитвой (1Кор. 7:5), выражением глубокого смирения (Ездр. 8:21), раскаянием (2Цар. 1:11-12), поклонением Богу, поиском воли Божьей (Деян. 14:23). В таком состоянии не до развлечений и даже не до еды. Таким образом, временное ограничение себя в пище (а возможно, и в питании от информационных потоков - социальных сетей в частности) вполне естественно для христианина, который, по словам Мартина Лютера, верит, что «плоть надо обуздать, чтобы она следовала за духом...». Известный британский проповедник Мартин Ллойд Джонс также писал: «Пост, если мы хотим правильно понимать его, не должен ограничиваться только вопросом еды и питья; пост может включать в себя воздержание даже от любых законных и правильных вещей ради конкретных духовных целей. В нашем теле есть много физических функций, которые совершенно правильны, но по некоторым причинам иногда их нужно контролировать».

Пост - это не просто традиция. Церкви разных деноминаций по-разному подходят к практике поста - одни четко регламентируют время (обычно перед значимыми христианскими праздниками), длительность, виды пищи, другие оставляют все это на усмотрение членов той или иной общины, третьи договариваются об особом дне поста и молитвы, когда есть определенная нужда. Тем не менее, пост - это не навязанное извне обязательство, но скорее личный обет перед Богом - пребывать в это время в состоянии особой чувствительности к Божьему голосу, быть внимательным к Господним словам, молиться и в смирении просить о Божьем снисхождении.

Пост - это не показное действие. Ко времени первого пришествия Христа пост в практике фарисеев выродился в самовосхваление и духовное превозношение, когда поститься два раза в неделю считалось добродетелью перед "недуховными" мытарями, а принимать болезненный и изнеможденный "постный" вид - признаком особой набожности (Мф. 6:16). Недаром Спаситель подвергает подобную практику жесткой критике - угодный Богу пост должен исходить из смиренного сердца, которому чужды самоправедность и лицемерие. Что бы сказал Господь сегодня некоторым постящимся? Не будут ли обращены к нам слова из пророка Исаии: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Ис. 58:4-5).

Пост - это не метод манипуляции Богом. Греховному сердцу свойственно утверждать не только собственную праведность, но и волю. Пост, равно как и молитва, становится подчас средством достижения собственных целей. В то время как на самом деле, суть поста, наоборот, в поиске Божьего изволения, зависимости от Него, признании Его путей выше своих (Ис. 55:9). Только в этом случае пост действительно что-то изменит, ведь основная его цель – не поменять что-то в воле Божьей, но дать измениться нам самим. Проповедник и аскет IV в. Кирилл Иерусалимский выразил эту мысль следующим образом: «Так и ты войди через врата прямые и узкие, освободись постом от себя прежнего и выведи то, что тебя уничтожает».

И наконец, пост – это не вечное установление. Раскаяние, сокрушение о грехах, молитвы, поиск Божьего водительства – все это необходимо лишь в «дни, когда отнимется у них жених» (Мк. 2:20), то есть пока Христос не пришел и не установил Свое Царство. А значит, наши страдания, духовные переживания и болезни носят временный характер, тело освободится от греха, а дух – от всякой скорби. Печаль превратится в радость, сомнения – в уверенность, тлен – в вечность, а пост сменится изобилием Божьих небесных благ.

Специально для сайта миссии "Возвращение к Богу"