?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Христианский копирайт

Не так давно принял участие в дискуссии об авторском праве и коммерциализации христианской продукции. Как водится, обсуждающие сразу же разделились на два неравных лагеря. Одни считали, что все может и должно быть платным. Другие - обязательно бесплатным, существующим на пожертвования или сбор средств от почитателей таланта (т.н. "краудфандинг"). Аргументы вторых просты - для Евангелия нет уз и финансовых ограничений, блаженнее давать, нежели принимать и т.д.

Вся проблема в том, что многие христиане путают благодать и халяву. Если благодать - это сила Божья, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2:12), то халява - желание иметь все без особого труда, в то время как кто-то должен затратить огромные средства и усилия на создание качественного продукта. Мы все хотим слушать христианскую музыку, читать книги, смотреть хорошо снятые фильмы, забывая цену всего этого. Неудивительно, что качественного материала, к примеру, на русском языке, не так уж много. Потому что, как и любой интеллектуальный труд, христианская продукция...

... требует времени, усилий и концентрации внимания. Конечно, наверняка есть уникумы, которые способны творить великие произведения искусства в перерывах между работой на стройке. Но исключение подтверждает правило - трудящийся достоин пропитания. Наверное, есть что-то псевдопролетарское в мышлении некоторых людей, которые считают, что такой труд - это хобби, "не мешки ворочать" и проч.

... предполагает огромные (чаще всего неподъемные для отдельного автора или церковных общин) затраты. Христианская литература, музыка и тем более, кинопродукция требуют целой индустрии - типографий, звукозаписывающих студий, дорогостоящего оборудования. В противном случае - самиздат или самодеятельность. Качество (равно как и в случае со "стройками") будет соответствующее.

... нуждается в защите. Авторское право защищает не только возможность автора зарабатывать (хотя о сверхприбылях от христианской продукции в славянском пространстве говорить не приходится), но и о защите продукта как такового - от изменения содержимого и названия, плагиата, присвоения авторства. Тем более если мы говорим, что личность автора для христиан не менее важна, чем его продукт.

... нуждается в развитии . Некоторые христиане на постсоветском пространстве до сих пор находятся в плену остаточного советского мышления, где любое предпринимательство и коммерческая деятельность - это спекуляция, нажива и грабеж. На самом деле, коммерческая христианская продукция по умеренным ценам - это развитие, разумная конкуренция, повышение качества и в конце концов, высокая планка для будущих авторов.

... производится по доброй воле автора. Если он по тем или иным причинам решил распространять свой продукт бесплатно (т.н. опенсорсинг) - хорошо, просит оплатить - также его право. Пусть автор при этом хоть на частном самолете летает или живет в шикарном особняке в Ницце, обитающему в однокомнатной квартире Васе их Южного Бутово это не дает право воровать интеллектуальный контент (или распространять ворованное). Тем более если Вася христианин, верит в истинность Библии, а следовательно, должен быть законопослушным гражданином.

В общем, побольше качественного христианского контента - хорошего и разного!

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
a0681h
Apr. 25th, 2015 02:01 pm (UTC)
Надо ещё прибавить наш менталитет "если плохо лежит значит нечейное".
Ну и аргумент: "я же заплатил за интернет, зачем ещё платить".
Самое печальное, что желание халявы так прочно сидит в голове, что приходится делать усилие, чтобы поступать по другому.
toshaleb
Apr. 25th, 2015 03:54 pm (UTC)
я же заплатил за интернет
Ну, справедливости ради, от верующих я подобного не слышал :)
baptisti_vl
Apr. 26th, 2015 08:22 am (UTC)
Я когда писал книгу, то вопрос с финансами решили просто. Я как автор не получил ничего (даже компенсации расходов на архивные изыскания и поездки, необходимые в процессе создания). Деньги на издание дали - церкви. Я ознакомил служителей с содержанием книги, после чего часть расходов взяла на себя моя церковь, часть дало Приморское объединение церквей, часть - купили верующие авансом (заплатив по издательской себестоимости до издания книги, после того как служители в своих церквях объявили о том, что будет издана книга по истории ЕХБ в Приморье).

То есть я считаю более правильным, когда христианин рассматривает свое творчество как служение Богу. Безвозмездное. С другой стороны, если кто-то считает это способом заработка - не вижу в этом проблемы. Ситуации бывают разные, продукты разные и люди тоже разные.
fobor
Apr. 26th, 2015 01:32 pm (UTC)
Ваш труд - историко-публицистический. Заработать на нем деньги малореально, если Вы, конечно, не пишете на какую-нибудь шибко популярную тему, типа истории ВОВ, как Драбкин или Исаев, например (впрочем, там сверхъестественных доходов тоже нет). История ЕХБ такой темой не является (и слава Богу, наверное). Посему здесь и "отбить" полиграфические-распространительские расходы - уже положительный результат. Это я могу сказать, как человек, периодически публикующийся с научными статьями, да и хозяин журнала, думаю, тоже не даст соврать.

Распространять это на христианские, скажем, музыкальные группы, кинематограф, прессу, худ. лит. совершенно неправомерно. Человек, занимающийся христианской музыкой, должен либо обеспечивать себя материально именно этой деятельностью, либо заниматься христианской музыкой в свободное от основной работы время. Это может быть либо музыка более коммерческого свойства, либо "работа на производстве", но в последнем случае он автоматом вылетает в сферу самодеятельности.
baptisti_vl
Apr. 26th, 2015 01:44 pm (UTC)
Я не спорю. Ситуации разные. Главный вывод: универсального решения типа "только бесплатно" или "только за деньги" просто нет.
toshaleb
May. 2nd, 2015 06:25 pm (UTC)
Универсального решения нет, но есть наработанные практики. Если это книга за счет церкви и носит узкоспециализированный характер, проблем нет. А вот когда необходим выход на общецерковную аудиторию или вообще на светских читателей, к примеру, тут без коммерциализации не обойтись - это совсем другие тиражи, тематика, оформление и проч.
( 6 comments — Leave a comment )