?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На первый взгляд сама мысль о национальном покаянии так отличается от пресловутого английского самодовольства, что христиан, естественно, влечет к ней. Особенно привлекает она множество старшекурсников и молодых священников, охотно верящих, что наша страна разделяет с другими странами бремя вины за военные беды, а сами они разделяют это бремя с ней. Как и в чем они его разделяют, мне не совсем понятно. Почти все они были детьми в ту пору, когда Англия принимала решения, ставшие причиной нынешних наших несчастий. Наверное, они каются в том, чего не совершали. <...>

Главная прелесть национального покаяния в том, что оно дает возможность не каяться в собственных грехах, что тяжко и накладно, а ругать других. <...>

Я не говорю, что каяться Англии не надо или не надо прощать врагов. Суд без милости не оказавшему милости. Но нынешним молодым нужно бы покаяться в нынешнем отсутствии милости, в грехах их возраста и круга — в презрении к необразованным, в недобром взгляде на жизнь, в злоречии, в самодовольстве, в нарушении пятой заповеди. О таких грехах я от них ничего не слышал и, пока не услышу, буду считать, что милость их к врагам Англии стоит немногого. Ибо не милующий обывателя, которого видит, как может миловать диктатора, которого не видел?

Что же, Церковь не должна призывать к национальному покаянию? Нет, должна. Но дело это — как и многие другие — под силу лишь тем, кому оно нелегко. Мы знаем, что человек призван во имя Бога возненавидеть мать. Когда христианин предпочитает Бога собственной матери, это ужасно, но возвышенно — однако только в том случае, если он хороший сын и духовное рвение возобладало в нем над сильным естественным чувством. Если же он хоть в какой-то степени рад с ней поссориться, если он думает, что возвысился над естественным, в то время как он опустился до противоестественного — это гнусно, и больше ничего. Трудные повеления Господни — для тех, кому они трудны.


Дерзну немного дополнить размышления Льюиса. С точки зрения Нового Завета, "национального покаяния" вообще нет. Есть покаяние личное - за свой собственный грех. И покаянию обязательно сопутствует рождение от Духа Святого, присоединение к Телу, усыновление, оправдание. Недаром Христос приводит Свой замечательный образ узких врат - в них можно войти только сняв поклажу греха и только одному. Экклесия - это собрание, но стать частью Церкви можно только лично. И Церковь, согласно книге Откровение, может и должна каяться, если отступила от Господа. Но под покаянием опять же, подразумевается глубокое личное изменение - и прежде всего, в руководстве общинами.

Здесь сразу скажут - а как же плачущий Иеремия, который ходатайствовал за народ Израильский, исповедуя его грехи, отождествляя себя с ним? Как же пророки, которые постоянно стенают - "согрешили МЫ", "отступили МЫ"? (например, Ездр.9:10, Ис.59:13,Дан.9:5)? Пророки, безусловно, взваливали на себя грух ответственности, потому что народ Израильский находился в особом Завете с Богом. Современные же земные царства с Богом особого завета не имеют, сооветственно, и отступить от него не могут. Мир, как написано, лежит во зле и движется к своему концу - мы можем задержать процесс разложения, но не отменить его.

Однако, даже если мы рассмотрим ветхозаветные примеры национального покаяния, то увидим их зыбкость, недолговечность. Первое поколение Израиля после великого пробуждения при Исходе - погибает в пустыне за неверие. Обращение Израиля к Богу во времена Судей сменяется периодом идолопоклонства и порабощения. Век царств при благочестивых Давиде и Соломоне - гражданской войной, а затем и Вавилонским пленом. Даже после возвращения из плена, восстановления стен Иерусалима, торжественной клятве соблюдать закон и быть послушным Богу - народ вскоре впадает по сути в те же грехи, которые были и до этого. Все потому, что верные Господу даже в Божьем народе всегда составляли меньшинство. А сердце человеческое, даже при внешнем поклонении, может далеко отстоять от Бога.

За последнее время я вижу много воззваний нашему народу "покаяться" - по принципу коллективной ответственности (см. Иез. 18:1-9). При этом часто духовное покаяние подменяется покаянием гражданским - за грехи прошлых и нынешних правителей, за чью-то политику и т.д. И мне очень сложно понять - что такое "покаяние народа", особенно если отвлечься от высокопарных фраз, повторяемых на конференциях, семинарах, в публикациях и проч. Пробуждение - это ясно и желательно, речь идет о возрождении интереса к духовному, обращению многих ко Христу. Но покаяние всего народа - возможно ли оно? Вряд ли. Христианам бы подчас хоть одну душу ко Христу обратить, а тут - "покаяние всего народа". Веет каким-то чрезмерным пафосом.

Нужно ли "народу" (читай, властям) приносить извинения и выплачивать компенсации в пользу пострадавишх? При определенных условиях - конечно нужно. Нужно ли христианам видеть в этом "покаяние народа"? Нет, поскольку истинное покаяние - оно всегда перед Богом в личном грехе. Должны ли христиане брать ответственность за своей народ? Да, но эта ответственность не предполагает ложной вины за грехи властей или соотечественников. Это ответственность самому быть законопослушным гражданином, достойным христианином, любящим ближних. И когда таких людей станет больше, изменится что-то и в обществе.

Posts from This Journal by “дискуссии” Tag

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
toshaleb
Feb. 5th, 2016 09:23 pm (UTC)
Комментарии на ФБ (интересные)

https://www.facebook.com/anton.lebedev.148/posts/10209008867925820

Edited at 2016-02-06 10:18 am (UTC)
(Anonymous)
Feb. 6th, 2016 02:39 pm (UTC)
Не понимать очевидных вещей, о которых вы правильно тут говорите, могут лишь те, кто Христу не принадлежит.
toshaleb
Feb. 6th, 2016 03:27 pm (UTC)
Ну не скажите, по ссылке в первом комментарии мне там возражают, и довольно аргументированно.
У Вас, кстати, открывается? Комментарии видны?
(Anonymous)
Feb. 6th, 2016 05:39 pm (UTC)
Да, можно читать.
Пробежал, но не нашел веских аргументов, что было до Христа с народами - не считается сейчас, а прочее - гуманизм, как любой прогресс общественных отношений.
А в чем вы нашли достойную аргументацию там, почему решили еще поразмышлять над темой?
toshaleb
Feb. 6th, 2016 05:56 pm (UTC)
Дайте осмыслить :)
Как что придумаю - напишу :) Здесь - или там в комментариях. Поучаствуйте там, кстати, я Вас никому не сдам :)
(Anonymous)
Feb. 6th, 2016 06:06 pm (UTC)
Да там все, что можно, как мне показалось, затронули. Я ФБ только читаю через аккаунт жены )) ибо "с улицы" коменты недоступны.
А здесь буду заглядывать в тему какое-то время тогда - вдруг вас осенит ) или опять ссылку оттуда, но с наводкой, чтобы не лопатить долго.
rodef5
Feb. 7th, 2016 07:21 am (UTC)
Национальное покаяние я понимаю прежде всего как признание вины за преступление, совершенное страной. Это не обращение ко Христу целой страны, страна под влиянием христианства признает грех, сделанный от имени страны или нации. Чем больше в стране будет людей с чистой совестю,тем больше будет желание освободится от гнёта и тяжести преступления. Помните Ельцына в польском сейме: " Простите, если сможете." Всё равно ж ведь были люди, говорившие не признавать преступления. Я не знал о голоде на Украине долгое время, поколения поменялись, и все молчали, но если научить народ, что кровь невинная взывает к справедливости, живущему поколению захочется освобождится, появится лидер в стране, в сердце рождается покаяние, вот тогда и наступает момент "покаяния" страны. Ведь ничего не поменяешь, но правду говорить легче, чем ложь. Себя станешь уважать.




Edited at 2016-02-07 07:27 am (UTC)
(Anonymous)
Feb. 7th, 2016 09:39 pm (UTC)
Вообще то - это раскаяние, а не покаяние, но согласен, что уже превратилось в клише в таком виде. Оно может иметь место как личное желание изменить общественный настрой, если ты в чем-то таком участвовал лично, как минимум внутренним одобрением (что может происходить много позже конкретных событий).
Если о России - то, например, большевистко-коммунистическое, воинствующее атеистическое или имперское мировозрение, оправдание злодеяний тиранов.
Ваш пример голодомора требует пояснения - кто тут должен раскаяться как народ?
toshaleb
Feb. 8th, 2016 09:39 am (UTC)
Все виновные в голоде на Украине в России и других странах уже давно мертвы и дали отчёт перед Господом. Надо помнить невинно погибших, но предъявлять претензии народам за это как-то странно.
За остальное каяться надо лично, если оно у кого есть. Перед Христом прежде всего.
(Anonymous)
Feb. 8th, 2016 10:00 am (UTC)
Как Иуда - раскаялся, но не покаялся.
ulya_borodulina
Feb. 8th, 2016 07:12 pm (UTC)
Голод в 30-е годы был не только на Украине, но и в России, в такой же точно степени. У нас в церкви была сестра-старица, она в детстве жила в Угличе, помнила и рассказывала, как они маленькими детьми голодали... Да много примеров. Ничего национального в этом голоде не было.
toshaleb
Feb. 8th, 2016 07:14 pm (UTC)
Может и было для каких-то стран и национальным бедствием, главное, чтобы горестное событие не использовали для раздувания межнациональной розни и предъявления претензий.
ulya_borodulina
Feb. 8th, 2016 07:19 pm (UTC)
Да, конечно. Я имела в виду, что в причинах голода не было ничего национального.
Наверное, Украина пострадала больше, чем Россия. Но это потому, что не все территории России были охвачены голодом. А ее центральные области пострадали не меньше Украины.
(Anonymous)
Feb. 10th, 2016 03:20 am (UTC)
Можно предъявить претензии к детям и внукам умерших от голода, потому что молчали. Не будем раздувать межнациональную вражду, но расскажем нашим детям, что произошло. Назовите кто надел "намордник" элите, чтобы молчали, пока Свобода не пришла и попросили засекреченные документы. Да, это ответственность совести России вспомнить и рассказать об умерших от голода в России, без злости говорить, а с сожалением с покаянием. Я знал о голоде в России в разное время, вот о 33 годе в Украине не знал, мои родственники не жили там.
toshaleb
Feb. 10th, 2016 06:26 am (UTC)
Не знаю, как Вы, я ещё в школе учил и о голоде, и о репрессиях, и обо всем остальном. Наши власти много раз говорили о недопустимости всего этого. Есть соответствующие мемориалы, памятные места, дни памяти. Но глубины покаяния нет и не может быть, пока люди не обратятся к Господу. Вот на этом нам, христианам, и надо сосредоточиться. А мы боремся с вершками, а не с корнем.
ulya_borodulina
Feb. 8th, 2016 07:13 pm (UTC)
Да... помню, как наш пастор говорил: "С Богом - каждый за себя"..
(Anonymous)
Feb. 8th, 2016 07:43 pm (UTC)
Совсем недавно узнал факты, что во время того голода на Урале было много случаев людоедства - съедали малышей, чтобы другим детям выжить. Я в шоке конечно...
( 17 comments — Leave a comment )