?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Православию в том или ином виде более тысячи лет. Нам, евангельским верующим в России, около 150. Я это не к тому говорю, кто прав и кто виноват, или что возраст говорит об истинности учения. Вовсе нет. Я к тому говорю, что давайте представим, что было бы за столь долгое время с нами. Если бы нас так же поддерживало государство, если бы первые лица приходили в наши дома молитвы, если бы мы были основой культуры целого ряда стран. Пример современного либерального (в некоторых странах государственного) протестантизма у нас перед глазами. Там есть вещи похлеще мощей - эти грехи даже именовать стыдно. Так что лучше не спешить осуждать, но посмотреть на себя прежде всего.

Следующий момент. Почему политики участвуют в почитании мощей? Путин и остальные делают это скорее всего не из поклонения или почитания, а просто чтобы как политики показать - мол, мы с народом. Точно так же тот же самый российский президент и мечети открывает, и синагоги. А в Иерусалиме к стене плача подходил и тоже там молился. Очевидно, что публичная деятельность политика - это не его сиюминутные желания и настроения, а четко продуманные ходы, подсказанные пиарщиками и советниками. Хорошо это или плохо - такова реальность мира. И реальность политики, в которую евангельских верующих постоянно хотят погрузить.

О допустимости почитания мощей. Как протестант считаю эту практику духовно опасной (действительно, очень многие люди почитают мощи из суеверия, желая решить свои проблемы, наделяя их магической силой и т.д.) Но православие почитало мощи сегодня, вчера и третьего дня. Богословское, библейское, историческое обоснование (с точки зрения православия) у них есть. Как есть и четкое богословское разграничение между поклонением Богу и почитанием святых. Наши аргументы, таким образом, не должны сводиться к разговорам об "идолопоклонстве" и тем более не должны содержать ерничества и оскорблений. В общем, неплохо бы повысить уровень аргументации. Потому что нам неизбежно зададут вопрос - а разве евангельские христиане не ездят в Израиль в паломничество по святым местам? А разве не ездите вы на могилы известных святых? И т.д. и т.п.

И последнее. Никто никого не заставляет почитать мощи. Никто не приходит к нам в церкви и не творит разделения по этому вопросу. Аргументы всех сторон известны. Выбирай перед Богом, на основании Писания и по совести на чьей стороне правда - и живи по вере своей. Но нет, надо превознестись, утвердить себя и свое превосходство показать. При этом показать его непросто - евангельское христианство в России (да и на постсоветском пространстве в целом) переживает не самые лучшие времена. И не надо пенять на Закон Яровой или правила митингов - не в этом дело.

Posts from This Journal by “дискуссии” Tag

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
pretre_philippe
May. 29th, 2017 08:18 am (UTC)
И еще можно добавить, что христиане древней Церкви во время гонений с особым почтением относились к останкам мучеников, пострадавших за Христа. И совершали на их гробницах Евхаристию (потом позднейшая практика, выросшая из той древней, закрепила положение части св. мощей под престолы и вшитие небольшой частицы в антиминсы, особые платы, на которых ставятся богослужебные сосуды и совершается литургия).
Дмитрий Ефремов
May. 29th, 2017 01:07 pm (UTC)
Дополню историческую справку о. Филиппа - эта практика не прекратилась и продолжается по сей день.
На могилах особо почитаемых святых (например св. Николая), или почитаемых просветителей/старцев (напримаер Серафима Роуза), которые оказались дороги людям, освящение Даров осуществляется и сегодня - над самой могилой ставится Престол, на котором служится Литургия.
( 2 comments — Leave a comment )