?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На днях у меня состоялся диалог в сети на тему: нужны или нет деноминационные структуры - Председатель Союза, пресловутые «старшие пресвитеры», ответственные по регионам, заместители и прочая «бюрократия». Утверждалось, что «свободные церкви» могут просто собираться и сотрудничать без всего этого багажа. Ну и конечно, "библейское основание" - а где в Писании сказано о деноминациях, союзах, председателях и др.?

Однако если подходить к вопросу таким образом, то в Новом Завете нет ни специально построенных церковных зданий, ни хора позади проповедника, ни музыкальной группы с ударными, ни проектора с экраном. Павел повелевает Титу и Тимофею заняться рукоположением служителей, при этом они, судя по всему, были не просто пасторами церкви, но служителями сразу для нескольких общин (на Крите и в Ефесе, соответственно) и эмиссарами Апостола Павла на определенных территориях. То есть чисто епископальная система церковного устройства с Апостолами во главе.

Тем не менее, Апостолов (то есть непосредственных сопричастников земной жизни Спасителя) сейчас нет, а значит нет и их единоначалия. Вернее, оно есть - через учение Писания. И вот разные, но близкие по духу, общины начинают выбирать ту или иную модель сотрудничества для достижения единства. По сути, таких моделей может быть две - это иерархическая с ее "вертикалью" (католики, православные) и конгрегациональная, где поместная церковь автономна в принятии решения и сама решает, вступать ей в тот или иной союз или нет. Потому что в Писании есть и независимость поместной церкви, с одной стороны, но и совместное служение без изоляционизма, с другой. И не столько модели и формы, сколько принципы и дух.

Теперь, если евангельские христиане выбирают вторую модель, то тут же встает вопрос об организации сотрудничества. Если общин две или три, то пресвитеры соберутся и все решат. Но что если общин 200-300-1000 или даже больше, и они разбросаны по той или иной территории? Как им сотрудничать, кто будет координировать работу? Кто будет решать спорные вопросы? К кому можно обратиться, если вопрос невозможно решить в рамках одной общины? Как совершать служения, которые не по силам одной общине? Как помогать друг другу - богословски, юридически, финансово? Кто будет представлять церкви перед властями и обществом? Как созидать реальное братство? Как сохранять учение в исторической перспективе, чтобы оно не "расползлось" и не превратилось в постмодернистскую кашу?

И здесь НЕИЗБЕЖНО возникнет некая структура - те самые президенты, заместители, секретари, ответственные по регионам, координаторы. Можно не называть их "епископами" или "старшими пресвитерами", но суть от этого не меняется. Любая человеческая общность, в том числе и Церковь, нуждается в организации. Даже Царство Небесное в Новом Иерусалиме - это город с конкретными измерениями, улицами, обителями, то есть некое организованное сообщество.

И там, где появляется структура, обязательно будут издержки. Некоторые руководители начнут доминировать и злоупотреблять властью. Кто-то из межцерковного координатора превратится в Диотрефа, давлеющего над церквями и служителями. Где-то система закостенеет, забюрократизируется и станет неповоротливой. Но практика показывает, что такое неизбежно произойдет с любой сложной системой, если ее постоянно не "ремонтировать".

Поэтому я не хочу присоединяться к многочисленному хору, который на разные голоса клеймит деноминации и церковные структуры. Если не нравится, лучше создать что-то свое, более правильное. И скорее всего, получится та же самая деноминация с другим названием, которая в результате будет испытывать те же трудности. Потому что в конечном итоге дело в греховности человека, который способен испортить даже самое доброе начинание.

Специально для сайта миссии "Возвращение к Богу"

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
ulya_borodulina
Sep. 13th, 2017 09:57 pm (UTC)
" Потому что в конечном итоге дело в греховности человека, который способен испортить даже самое доброе начинание"...
И слава Богу, что Он, несмотря на нашу греховность и все издержки, Своей силой созидает из нас Свою живую церковь!
марат равилов
Sep. 14th, 2017 08:48 am (UTC)
Антон, не соглашусь с тобой, что иерархия есть только у католиков и православных! Есть немало протестантов, у которых жесткая вертикаль управления - те же адвентисты или церкви Совета Церквей, я уж молчу про гос. церкви в Британии и Скандинавии - там вообще монархи церковью командуют!
toshaleb
Sep. 14th, 2017 10:04 am (UTC)
По-моему, я и не говорил, что ТОЛЬКО у католиков или православных есть иерархия ;)
(Anonymous)
Sep. 15th, 2017 11:48 am (UTC)
Вот поэтому и нужно, по-возможности, минимизировать человеческий фактор в управлении поместными общинами.
По моим наблюдениям "игра не стоит свеч".
Очень много затрачивается ресурсов, таких как время, финансы, физ.силы, на поддержку существования обьеденений и союзов, при этом КПД миниальный.
Существуют сотни автономных общин, которые живут и развиваются, при этом нормально взаимодействуют на межцерковном уровне.
Дело не в НЕИЗБЕЖНОСТИ и НЕОБХОДИМОСТИ создания союзов и обьеденений, а в необходимости верного подхода к Писанию. Когда этот подход есть, то НЕОБХОДИМОСТЬ в структурах отпадает.
( 4 comments — Leave a comment )