?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Достоинства и возможные ошибки экспозиционной проповеди
(на примере того, как Чарльз Сперджен работал с текстом)

Журнал "Меч и Орало", номер 2 от 2010 г. Автор – Питер Мастерс

      Что же такое разъяснительная проповедь? Это проповедь, которая ясно и методично строится на основании библейского текста, принимая во внимание его смысл и стиль. Прежде чем взглянуть на классические примеры из трудов Чарльза Сперджена, давайте отметим сильные стороны и распространенные ошибки последовательного экспозиционного проповедования.



Прежде всего, если проповедник учит по всей книге стих за стихом, то всем становится ясно, что Слово Божье - это высший авторитет. Проповедующий находится в подчинении у Библии. Он говорит с начала главы, и Писание управляет его учением. Все, что утверждается с кафедры, берется из Библии и доказывается ею, что является убедительным свидетельством уникального авторитета Слова во всех сферах жизни и служения. Возможно, принятие многими христианами человеческих идей и ухищрений (включая современную моду на психологические методики, разработанные атеистами) происходит благодаря недостатку последовательной разъяснительной проповеди.

Было бы полезно (хоть это и не обязательно), если бы подобный вид проповеди осуществлялся традиционно посредством большой Библии, лежащей на кафедре. Сегодня, к стыду нашему, это встретишь нечасто. Подобная форма утверждает библейское основание проповеди. Так или иначе, последовательное разъяснение Писания  - это величайшее свидетельство авторитета Писания. 

Второе преимущество последовательной проповеди Писания – подавление личного мнения проповедника. Служитель ведом Библией, он связан ее содержанием и аргументами. Кроме того, стиль проповедника должен также быть подчинен Божьему Слову.

Третье достоинство экспозиционной проповеди – она обязывает проповедующего представлять все написанное в Библии. По своей природе большинство проповедников склонны делать упор на некоторые темы, игнорируя при этом остальные. Но проходя всю книгу, им приходится говорить по широкому кругу жизненно важных тем.

  В-четвертых, разъяснительная проповедь показывает народу Божьему план и назначение каждой книги Библии в ее целостности. Этого бы не получилось, если проповедник метался бы от книги к книге, взяв оттуда разрозненные тексты. Только подумайте об огромном преимуществе знакомства с обзором библейских книг! Это большое подспорье для самостоятельного изучения Библии.

Экспозиция также помогает проповеднику затрагивать темы, разъяснение которых содержится в нескольких главах. Служитель, таким образом, уделяет больше внимания контексту, что избавляет от многих ошибок. Что бы произошло, если сторонники так называемого «движения святости» проповедовали бы разъяснительно? Разве не стали бы они говорить о библейском понятии «оправдание верой» вместо «освящения верой»?

Подводные камни

Есть другие достоинства экспозиционной проповеди, но существуют также и проблемы, связанные с ней. Первая, которую хотелось бы отметить, это медлительность. Некоторые проповедники даже гордятся чрезвычайно медленным темпом изучения той или иной книги Библии. «Я проповедовал по этой книге 7 лет» - говорят они. Такая длительность часто труднопереносима. Сразу же оговорюсь, что были и благословенные Богом служители, которые говорили долго и весьма подробно. Однако, если вы прочитаете труды Джона Оуэна или других известных священнослужителей, то обнаружите, что они варьировали свой подход. Например, комментарий Оуэна на Послание Евреям (составленный по его проповедям) является по существу практически полным систематическим богословием. Он постоянно останавливается в своих комментариях, чтобы вывести доктрины. Истолковав определенную группу стихов, он переходит к общему рассмотрению темы.

Можно сказать, что Оуэн не проповедовал годами на Послание Евреям, но постоянно делал отступления в  сторону тех или иных тем, смешивая таким образом экспозицию и тематическую проповедь. Грустно, что не столь одаренные служители пытаются следовать примеру пуритан без отклонений, буквально вгрызаясь в книгу с минимальной скоростью.

Очень часто пуританские служители прерывали строй экспозиции, вставляя в проповеди практическое руководство, перечисляя к примеру препятствия для воспитания определенной добродетели или наоборот помощь в ее развитии. Эти советы часто представлены так хорошо, что похожи на драгоценные камни, обрамляющие разъяснительную проповедь.

Медленная, переполненная деталями, экспозиция часто мешает слушателям уловить главное. Много лет назад очень известный проповедник закончил свою длинную серию проповедей о Духе Святом. Помнится, я спросил слушающих что они думают об одном простом действии Духа, но ответа так и не получил. После столь долгого разъяснения они так и не смогли ответить на простой вопрос. Тема была раскрыта настолько подробно и замысловато, что очевидные истины затерялись в огромном исследовании. Подобное может произойти, когда последовательная экспозиционная проповедь слишком растянута.

Проповедь и изучение Писания – дело только профессиональных священнослужителей

Серьезное изучение и проповедь по книгам Библии может постепенно стать уделом только профессиональных священнослужителей. Сбитые с толку верующие начнут говорить: «Я бы никогда не узнал этого, если бы не проповедник. Стоит ли читать Библию самому, если у меня не получается так подробно исследовать текст?». И это, конечно же, не тот результат, которого ожидают служители. Задача проповедника – не только разъяснить Писание, но и помочь слушающим самим читать его более вдумчиво, не разочаровываясь при этом в отсутствии детального экзегетического исследования.

Явный недостаток, часто сопутствующий экспозиционной проповеди (последовательной или нет) – это выхолащивание работы Духа Святого. Служитель подходит к тексту с точки зрения логики, исследует его, а затем представляет пункты и применение, иногда упомянув и о стиле библейского отрывка. Он рассматривает отрывок исключительно как нравоучение, даже если тот представляет собой историческое повествование, притчу или описание чуда. Проповедник, таким образом, пропускает текст через своего рода «экспозиционную мясорубку», не обращая внимание на однообразие изложения. Ему не удается следовать методу передачи откровения, заложенному Богом. Разъяснительная проповедь может легко деградировать до механического процесса, даже медицинской процедуры, исключая разнообразные формы повествования, представленные в тексте.

Очевидной проблемой последовательной экспозиции является то, что она не способствует произнесению постоянных, убедительных евангелизационных проповедей. Если говорить три проповеди в неделю, то одна из них должна быть посвящена приглашению грешников ко спасению. И в этом смысле последовательный метод имеет свои трудности. Много лет назад я сделал подобную ошибку, когда говорил призывные проповеди на Евангелие от Луки. Когда серия была окончена, я к своему ужасу обнаружил, что рассказал почти все притчи и чудеса Христа за год. И теперь несколько лет мне придется призывать людей к покаянию без них. Можно сказать, что я все растратил. Произнося евангелизационную проповедь, лучше выбирать те тексты из разных мест Писания, которые убеждают прийти ко Христу. 

Вопрос, с которым можно столкнуться, - недостаток применения, а также практические уроки (часто весьма посредственные), не взятые напрямую из рассматриваемого текста. Это достаточно популярная практика среди закончивших семинарии проповедников, которых научили современным методам герменевтики, берущим свое начало от немецкого рационализма 19 века. Они используют гуманистические методы, игнорирующие богодухновенность Библии и ее собственные правила толкования. Пасторский потенциал отрывка уходит на второй план, и к концу проповеди прикрепляются абсолютно неуместные практические принципы. Современным сторонником подобного герменевтического метода является Уолтер Кайзер. В работе для проповедников «Не просто книга» я попытался сделать краткий обзор, в котором отметил, что Писание говорит о собственном толковании.

Избыточное резюмирование

Еще одна трудность, по поводу которой мы часто слышим жалобы, - это чрезмерное повторение. Проповедь начинается с утомительного десятиминутного обзора предыдущего служения. Напоминание, может быть, и нужно, но больше двух-трех предложений сложно воспринимается слушающими. Бывают и такие проповедники, которые резюмируют всю серию, прежде чем начать новую.

Хотелось бы обратиться к практическому примеру разъяснительной проповеди Чарльза Сперджена, которая была бы невозможна при использовании вышеупомянутых современных методик. Мы видим подлинную духовную мудрость, проистекающую из Божьего Слова, и доносящую Божье откровение до человека. Рассматриваемый отрывок – 22 псалом стих 4, проповедь называется «Долина смертной тени» (недавно она была включена в сборник «Классические наставления», выпущенный издательством Wakeman Trust). Дадим Сперджену возможность дать нам мастер-класс серьезной экспозиционной проповеди.

Хотя этот стих может быть применен к различного рода испытаниям и в конечном счете к страху смерти, Сперджен говорит о нем по отношению к депрессии, начиная проповедь с краткого вступления о негативных чувствах. У Сперджена есть несколько замечательных проповедей о скорби и депрессии, и это одна из них.

Вот те истины, которые он вывел из нескольких стихов, демонстрирующие серьезность, которая должна характеризовать всякого толкователя Слова. У нас нет права на собственные фантазии, но нужно думать, и думать много, молитвенно изучая текст, ища там глубокие смыслы.  Вместе с тем, нельзя привносить в текст то, чего там нет, но следует видеть присутствующее там наставление.

Внимательно размышляя, Сперджен выводит несколько простых, иногда даже очевидных, но всегда глубоких истин. Первая из них – долина суть мрачное место. Свет и тепло солнца (уверенность и радость) не видны. Далее, конечно, проблема рассматривается более подробно.

Второй пункт немедленно доносит до нас предупреждение: долина – это опасное место. Кто-то может возразить, что данной мысли нет в тексте, и это конечно же не так. Если задуматься, то становится очевидным, что в подобном месте могут встретиться грабители, дикие животные и даже змеи. Времена скорбей полны искушений, могущих привести ко грехам уныния, сомнения в Боге, неверия или самосожаления. В долине опасно, и даже не согрешив, мы должны быть осведомлены о царящих там угрозах. Опасность явно чувствуется в тексте, как и страшащее нас зло, и это подразумевается с самого начала. Я читал обзор этой проповеди, где говорилось, что она самая обычная. Обычная? Ведь это и есть самое настоящее разъяснение!

Третий пункт проповеди – эта ужасная долина покрыта тайной, потому что страдающий часто не понимает причину своих скорбей. Бесполезно воевать с тенью. Чувство, убивающее радость, может прийти неожиданно. Но Давид говорил: "Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою" (Пс.17:29). Вера должна зажигать свой огонь маслом обетований, чтобы видеть светлую тропу сквозь мрак и неизвестность.

Четвертая мысль Сперджена – в долине одиноко. Может быть, это не так явно следует из текста, но это очевидно. Ужасная скорбь – это нечто глубоко личное, и нет никого на земле кто бы забрал эту боль.

В-пятых, Сперджен утверждает, что это часто посещаемое место. Долина тени – это жизненно важный проход через горы, и многие идут этим путем поодиночке. Страдающий не является первым, кто прошел дорогой страха и уныния – Писание дает нам наставление по этому поводу.

Затем Сперджен переходит к шестому пункту – само по себе это место не является чем-то греховным. Через него можно успешно пройти и остаться чистыми даже посреди скорбей. Печаль не всегда приводит ко греху, вопрос в нашем действии и реакции. И хотя это прямым текстом не сказано, мысль эта присутствует в псалме и понятна вдумчивому толкователю.

Именно здесь Сперджен начинает говорить о самом страннике, который проходит долину смертной тени. Его первый «подпункт» - верующий остается спокойным. Это явно следует из текста - «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла». В великой печали и скорбях нам не следует впадать в панику, но идти тихо и осторожно. При таких условиях нельзя принимать радикальные решения или предпринимать необдуманные действия. Наша задача – постепенно проходить свой путь, избегая резких перемен. И это также явно видно из слога псалмопевца, что безусловно отметит вдумчивый экзегет.

Второй подпункт – постепенность движения странника, который говорит «Если я пойду и долиною смертной тени». Вера не поддается панике по пути через мрачную долину, но продолжает идти через все повседневные обязательства, уповая на силу от Бога (и это самый глубокий и практичный урок из этого стиха!).

Третья мысль Сперджена – путник надеется на успешное прохождение опасного участка. Он обязательно достигнет другой стороны, и это дает ему смелость смотреть вперед. Пилигрим не дает себе даже права подумать, что он может заблудиться. Духовная надежда и вера очень важны, к ним постоянно нужно обращаться.

И это приводит нас к четвертому подпункту – странник отметает свой страх: «не убоюсь зла». Он молится и принимает решение не поддаваться самосожалению и малодушному пессимизму. Путник ясно понимает – «Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня».

Сперджен продолжает свою мысль – во времена скорбей в молитве самым лучшим будет, несмотря на чувства, помнить о великих истинах и обетованиях, утверждая их перед Господом и воздавая Ему за это хвалу.

Данный обзор очень краток и опускает много ценного, оставляя лишь заголовки. Но надеюсь, что он поможет утвердиться в мысли, что молитвенная вдумчивость – это суть разъяснительной проповеди. Есть конечно же и другие принципы, но размышление и поиск подходящего применения к душам слушающих являются ключевыми элементами.

Составление плана

Из приведенного только что примера мы поняли, что проповеднику не нужно выдумывать названия, а затем подгонять под них отрывок из Писания. Служителю следует составлять план исходя из отрывка, и затем применять его к текущим духовным нуждам.

Не могу не обратиться к слову, произнесенному на молитвенном собрании, где Сперджен дает замечательный урок хорошей проповеди. Для этого он взял небольшую часть из семнадцатой главы книги Деяний, причем самую на первый взгляд непримечательную. Отрывок повествует о Павле, проповедовавшем в Ареопаге, и завершается словами: «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали…и женщина, именем Дамарь, и другие с ними».

Название проповеди простое – «и женщина, именем Дамарь». Кто-то наверное уже отметил, что нам ничего не известно о Дамари, и о ней невозможно сказать проповедь. Но именно это и сделал Сперджен – он говорил на этот текст, и сделал это как всегда превосходно.

Если бы вам пришлось применять современную евангельскую герменевтику к этому тексту, вы бы возможно обсудили контекст и произошедшие в 17 главе события – непосредственно проповедь Павла в Ареопаге и отвержение со стороны Афинян. Вы могли бы рассказать о гордыне слушавших Павла, некоторые из которых насмехались, другие были более сдержанно вежливы, и только немногие спаслись. О Дамари можно сказать немногое, кроме того, что она женщина, названная по имени. Возможно, вы бы объяснили значение ее имени, но рационалистический метод толкованию на этом исчерпал бы себя.

Проповедник из харизматической церкви отметил бы, что результаты проповеди были скромными, а потом сделал бы неверный вывод, что с тех пор апостол полагался на знамения и чудеса, чтобы этим поддержать силу проповеди Евангелия.  

Сперджен, однако, показывает как проповедовать на этот казалось бы неприметный текст. Ничего неизвестно о Дамари, но вот его первый пункт – в трудные времена каждый новообращенный ценится особо, именно поэтому под водительством Святого Духа Лука упоминает о Дамари.  При этом используется в качестве иллюстрации Миф о Лисе и Львице. У Лисы было много детенышей, а у Львицы только один. Лиса смеялась над Львицей, указывая на ее единственного отпрыска. «Зато он лев» - говорила Львица. Дамарь была дитем Вечного Бога, истинной верующей, а не просто номинальной и поверхностной христианкой.

Сперджен продолжает и отмечает, что она не стыдилась Христа. Но где же это в тексте? А откуда же Лука знал ее по имени? Как кто-то знал о ее обращении, если бы она не исповедала публично Имя Христа?

Затем Сперджен утверждает, как Дамарь шла против течения, с чем всегда сталкиваются новообращенные. Дух Святой работает в их сердцах, и пока другие насмехаются, настоящие верующие готовы заявить о своей вере и платить за это цену.

Далее отмечается, как христиане, мужчины и женщины, в равной степени ценятся Духом Святым. В обществе, где на женщин смотрели свысока, Дамарь удостоена особой чести, будучи обессмерчена упоминанием в Библии. 

  Сперджен также говорит о таинственности ее личности, что не умаляет ее ценности в Божьих глазах. Блаженны, говорит он, простые и неизвестные верующим, потому что, подобно Дамари, рядовые христиане являются такими же носителями Божьей благодати, как и наиболее выдающиеся из нас. Ее духовная красота, подчеркнутая новой природой, используется Богом, что относится и ко всем другим новообращенным.

Поиск скрытых смыслов

И снова, кто-то может возразить, что этих мыслей нет в тексте. Откуда Сперджен знал, что Дамарь была использована Богом? Ее имя сохранилось в Библии, и кто знает сколько угнетенных христиан на протяжении лет воодушевлялись рассказом о ней. Даже будучи с Господом во славе, она все еще говорит и служит.

Последний пункт проповеди Сперджена (всего из было 8-10) – наставление не стремиться к известности или заметности. Ведите духовную брань, говорит он, но тихо, спокойно и скромно, кто бы вы ни были – проповедник или просто член церкви. Далее известный служитель дает много утешающих наставлений, сдабривая их весомыми комментариями, но даже такой краткий обзор показывает серьезность его размышлений. «Почему Дух Святой поместил в этот отрывок именно эту фразу - женщина, именем Дамарь?» - спрашивает Сперджен себя.

Не следует сразу обращаться к комментариям, но прежде стоит задуматься. Вообще-то комментарии малополезны, если мы говорим о применении – это работа проповедника. Конечно же, Слово Божье будет в уничижении, если не обуздывать свое воображение. И это одна из причин, почему достойные проповедники принимают ограничения современной герменевтической методологии. Они слышали так много поверхностных проповедей, и им хочется поставить учителей Библии в некие рамки. Но такое решение проблемы размывает духовные истины Писания.

Здесь я бы хотел сделать обзор еще одной моей недавней евангелизационной проповеди на послание Иакова – «ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (4:14). Уверен, что многие проповедники говорили на этот отрывок таким же образом, как это сделал я. Дух Святой использовал слово «пар», чтобы мы немного поразмышляли о нем. Начать проповедь, таким образом, можно с вопроса «Что есть жизнь?». И это очень хороший вопрос для евангелиизационной проповеди, потому что она должна побудить людей поразмыслить над своей судьбой. Жизнь – как пар и как дыхание.

Свойства пара

Пар или облако бесформенно. Как точно сказано у Иакова! В жизни без Бога нет основания, нет определенных черт, нет души. Человек – просто прах, предназначенный на сожжение и превращение в пепел.

Проповедник может побудить людей поразмыслить о целях своей жизни. Мы часто зацикливаемся только на краткосрочных задачах, повседневных делах, нам не хватает сил подняться над обстоятельствами и озаботиться настоящими ценностями жизни. Без Бога нет ясных нравственных основ, особенно в наше время морального разложения.  Размышляя о бесформенности пара, исчезающего на ветру, люди через некоторое время меняют свои взгляды, идеи и ожидания.

Затем, облако пара – это нечто непредсказумое. Никто не может точно сказать, когда оно рассеется или исчезнет на ветру. Не видно сил, которые движут им. Проповедник может описать непредсказуемость бытия, особенно неподготовленность многих людей к концу пути и загробной жизни.

Если жизнь подобна пару, то мы также может подумать о беззащитности, потому что пар не заперт в четырех стенах или в какой-то емкости. Наша жизнь всегда подвергается различным влияниям – средства массовой информации, книги, окружение и мода. Мы очень впечатлительны, и без Бога нет защитника у души. Людям угрожает атеистический материализм и тысячи других стрел лукавого, проповедник должен предупреждать об этих опасностях. Жизнь без Бога уязвима и чувствительна.

Облако пара – это также нечто зависимое, полагающееся на ветер. Мы все зависимы от Божьего воздуха, Божьей пищи, при этом часто отказываем Ему в чести, послушании и поклонении.  И если облако прекрасно, то это просто преходящий образ, который скоро исчезнет и даст отчет перед Всевышним. Как писал Монтгомери:

Стрела в конце меня сразит,

Из лука смерти долетит.

Пока дышу, пока живу,

Ее касанья только жду!

Ты жало выпустила, смерть,

Что кончит жизни круговерть!

Таковы лишь некоторые аргументы, показывающие хрупкость и опасности жизни. В сочетании с проповедью о греховности человека и спасении во Христе и получается хороший призыв. Мы перечислили эти пункты, чтобы показать как они могут быть извлечены из богодухновенных слов Библии. В этом и заключается экспозиционная проповедь Евангелия. Писание часто дает нам образ, иллюстрацию или принцип, о которых надо хорошо подумать, пока не станут явными очевидные истины, изначально незаметные, но очень полезные для применения к духовным нуждам людей.

Евангелизационная проповедь – это самое сложное, требующее много размышления. И потом, когда логика текста уже ясна и найдены основные мысли, нужно перевести их на понятный для слушающих уровень.

Не усложняйте

В конечном счете, моя цель – показать, что разъяснение Писания не является синонимом сложного анализа текста, но представляет собой работу по вычленению смысла, заложенного Богом в том или ином отрывке Писания. Беседуя с другими проповедниками, мне понравилась высказанная кем-то мысль, что иногда лучше выделить год-другой и не пользоваться на протяжении этого времени комментариями и учебными ресурсами, чтобы говорить Слово только на основании Слова Божьего в зависимости от Господа. Подобная практика может помочь развить в нас духовную проницательность, которая была свойственна многим проповедникам прошлого. Это могут быть самые плодотворные годы нашего служения. Без сомнения, со временем все равно надо будет вернуться к исследованиям других верующих, но теперь мы уже сможем внести свой собственный вклад и быть благословением для многих.



Comments

( 7 comments — Leave a comment )
uriy_sim
Jul. 12th, 2012 02:47 pm (UTC)
Много букафф! Перетянул к себе в комп, на досуге прочитаю. Спасибо.
toshaleb
Jul. 15th, 2012 08:24 pm (UTC)
Стоит того, интересная статья - заставляет задуматься.
ar_chibald
Jul. 13th, 2012 05:33 am (UTC)
"Писание говорит о собственном толковании". Не думаю. Есть Бог Сын, Бог Дух Святой, и Бог Отец. Существуют люди которые его так или иначе толкуют. Но нет ипостаси которую можна было бы именовать как Бог Библия. Здесь я с Питером Мастерсом не совсем согласен. Хотя сам я эксозиционные проповеди люблю если не нудные однако.
toshaleb
Jul. 15th, 2012 08:23 pm (UTC)
"Книга говорит" - это всего лишь литературный прием, метонимия если не ошибаюсь. Никто не считает Писание за Божественную Личность. А Писание действительно говорит ясно по очень многим вопросам (в том числе и о многих принципах собственного толкования), с этим соглашаются практически все серьезно изучающие Библию.
suvenirshchik
Jul. 14th, 2012 01:01 pm (UTC)
Спасибо за перевод!!!)
livejournal
Jul. 14th, 2012 01:12 pm (UTC)
Достоинства и возможные ошибки экспозиционной пропов
Пользователь suvenirshchik сослался на вашу запись в «Достоинства и возможные ошибки экспозиционной проповеди. Питер Мастерс» в контексте: [...] Лебедевым Оригинал статьи - (http://toshaleb.livejournal.com/110024.html?view=1576136#t1576136) [...]
i_image
Jul. 15th, 2012 05:03 am (UTC)
Очень интересная статья.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

препод
toshaleb
toshaleb

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel