?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Достойный ответ kindergod из дискуссии о гимнах (здесь и тут)

«Мне очень не нравились их гимны, которые я считал третьесортными стихами, положенными на четырех–сортную музыку. Но со временем я увидел их главное достоинство… Я понял, что гимны (просто четырехсортную музыку) с самоотречением и пользой для своей души поет сидящий по соседству со мной престарелый святой в калошах. А потом я понял еще одно: я не достоин мыть ему калоши. Подобные открытия выводят человека из состояния горделивого одиночества.»  (Клайв Льюис)

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
ulya_borodulina
Jan. 10th, 2013 09:50 am (UTC)
Ну, я бы не назвала гимны из "Песни возрождения" незамысловатыми... Конечно, там есть, скажем так, очень разные (есть брать чисто литературный уровень). Но очень много гимнов на прекрасные стихи Н.Водневского, В.Кушнир, И.Проханова, других поэтов как старых так и современных (например, А.Хомякова - "Земля трепещет и сверкая"), да и переводы, выполненные Прохановым, весьма достойны.
Но главное даже не поэтическая форма, а то, что слова этих гимнов имеют богатый смысл. Они рассказывают слушателям о Боге-Творце, о Христе, Его любви и жертве, о грехе человека, о сердечном покаянии и Божьем прощении. В отличие от многих современных гимнов... далеко не всех, разумеется. Но достаточно часто слышишь песни, содержание которых заключается в повторении одних и тех же фраз типа "Я так люблю тебя, Господь"... Конечно же, это верно. Но, кроме выражения эмоций, должен быть еще и правильный смысл, слова должны говорить что-то людям, в том числе и неверующим. А то ведь понять можно по-разному, "много богов и господ много"...
Помню, когда я только начала ходить в церковь, песни касались моего сердца не меньше, чем проповеди, даже часто читала сборник "Песнь возрождения" просто как стихи, не зная мелодии... потому что они рассказывали о Боге.

Edited at 2013-01-10 09:53 am (UTC)
toshaleb
Jan. 10th, 2013 10:58 am (UTC)
Re:
"Незамысловатые" - это ирония :)
Я тоже думаю, песнь возрождения рано списывать в архив. Там огромное количество достойных песен, а аранжировку можно новую написать.
Я написал этот пост, потому что мне не очень приятно слышать насмешки над старыми гимнами, пусть даже несовершенными с точки зрения музыки или рифмы.
ulya_borodulina
Jan. 10th, 2013 11:07 am (UTC)
Re:
Да, я согласна. Иногда, казалось бы, несовершенные стихи касаются сердца больше, чем какие-то замечательные с литературной точки зрения...
orhidea777
Jan. 10th, 2013 10:46 am (UTC)
Я тоже не воспринимаю протестантские гимны и песнопения. Не из-за предубеждения, чисто на слух . Но выводы о поющих делать не буду на этом основании.
toshaleb
Jan. 10th, 2013 10:53 am (UTC)
Я понимаю Вас, потому что многие протестантские (как и православные) песнопения тоже не очень воспринимаю - хотя есть и достойные. Но смеяться над ними и делать пародии - как-то некрасиво, с моей точки зрения.
ulya_borodulina
Jan. 10th, 2013 11:11 am (UTC)
Протестантских гимнов ОЧЕНЬ много и они ОЧЕНЬ разные, как в литературном, так и в музыкальном плане. Лично для меня это очень симпатичная черта в протестантской культуре (если таковая существует)) - она не зацикливается на форме.

Edited at 2013-01-10 11:12 am (UTC)
orhidea777
Jan. 10th, 2013 11:27 am (UTC)
В том то дело, что их очень много, и они все почти на один мотив и словесный рисунок. Отвергнув одну традицию и культуру, более древнюю, протестантизм создал свою , традицию своеобразного однообразия.
В этом я как раз не вижу прорыва в церковном творчестве, а наоборот, некий регресс , сладостные душевные напевы с примитивным смыслом и мелодикой. Особенно современные, не времен Баха. Понижение бывает и в Православии, например, когда заменяется строгое единогласие ( греческие напевы,григорианское пение, русские знаменные и т.д.), сладкоголосым многогласием. В монастырях пение отличается от приходских храмов.Но так хотя бы есть музыкальная составляющая, пусть и душевного характера.
ulya_borodulina
Jan. 10th, 2013 11:39 am (UTC)
Вы, наверное, мало слышали) Я хотела сказать не только то, что их (гимнов) много, но и то, что они именно РАЗНЫЕ.

Edited at 2013-01-10 11:40 am (UTC)
toshaleb
Jan. 10th, 2013 11:44 am (UTC)
Дело в том, что то же самое можно при желании сказать и о православных песнопениях - мне вот они тоже кажутся однообразными. Более того, неподготовленному человеку они вообще никакой информации не доносят, большинство их просто не понимает. Такое пение мы отвергаем, так как в собрании святых все должно быть к назиданию, в том числе и для пришедших неверующих (1 Кор. 14:26).

Если говорить о русском протестантском богослужебном пении, то оно ИМХО в кризисе. Новых гимнов, сочиненных отечественными авторами, не так много, а переводы зарубежных - не всегда высокого качества. Зато много музыки небогослужебного свойства (чему тоже есть место в жизни христианина). Много поверхностного - согласен, много душевного - тоже. Но вот про однообразие - не совсем.
orhidea777
Jan. 10th, 2013 11:54 am (UTC)
Как бы тебе донести свою мысль об одноообразии стиля при многообразии примеров. Но вот если грубо привести пример, то сегодняшнюю попсу и советскую эстраду. Сейчас каких только нет произведений на эстраде, каждый день "хиты" однодневки, очень много, но все это некая каша месиво, а песни советского периода поют и отличаются до сих пор. Качество разное. Тексты сейчас и стихи ранее,сложные произведения музыкальные шедевральные и три аккорда сейчас.
Вообще тема интересная песнопений, их составляющие из музыки и поэзии. Должен быть именно стих,поэзия, а не текст. В православии именно такой термин и есть стих, такой-то или стихира. Не скажу, что в Православии все идеально, особенно в околоцерковном современном творчестве, небогослужебном, а вот литургийная практика более имеет контент проверенный.
Что касается строгих произведений церковных, то там действительно мелодика подчиняется смыслу, что подтверждает твоему тезису о назидании. Мелодика православных и протестантов очень отличается.
И человеческий голос не заменен на орган , как у католиков.
alex_pro_1
Jan. 10th, 2013 05:09 pm (UTC)
В нашей церкви поют много гимнов (в отличие от современной "попсы" и популярных в XIX-XX вв. "госпелов"). Гимны, как правило, достаточно мелодичны, красивы и весьма содержательны по смыслу. Честно говоря, сколько православных песнопений я ни слышал (а мне чисто по форме ОЧЕНЬ нравятся православные песнопения), я не встречал такого богатства богословского содержания, как в классических протестантских гимнах.

Вместе с тем должен заметить, что этот вопрос из разряда второстепенных и по нему уж точно копья ломать не стоит. Что называется, каждый кулик...
orhidea777
Jan. 10th, 2013 05:21 pm (UTC)
Православные песнопения основаны большей частью на словах из Писания, значительную часть отводится псалмам Давида. Ещё часть написана святыми людьми, богословами и учителями. Очень серьезный подход к богослужебным текстам, песнопению.
Чтобы сравнить две традиции нескольких комментариев не хватит, нужно анализировать серьезно специалистам.
alex_pro_1
Jan. 10th, 2013 05:26 pm (UTC)
Согласен. К тому же, сравнивать нужно по многим параметрам. И наши предпочтения в большой степени зависят от того, каким параметрам (критериям) мы отводим приоритет.
toshaleb
Jan. 10th, 2013 05:48 pm (UTC)
см. ниже пример хорошего протестантского гимна
toshaleb
Jan. 10th, 2013 05:47 pm (UTC)
Я все прекрасно понимаю. Но тут (как уже было сказано) важны критерии, по которым мы сравниваем. Например, "незамысловатые" протестантские гимны более понятны, легче поются (в том числе, что немаловажно, и вне собраний), есть очень глубокие по смыслу произведения. Православные гимны я уважаю, некоторые из них используются на богослужениях ЕХБ - на русском, разумеется.

Хороший пример протестантского гимна:

alex_pro_1
Jan. 10th, 2013 06:43 pm (UTC)
Хороший гимн!

А у меня один из любимых -- "О Господь, мой крест беру я". Особенно последний куплет. Хотя русский перевод не вполне отражает красоту оригинала, но все же:

Благодать нас укрепляет,
Вера бодрость нам дает,
Нас молитва окрыляет,
А Спаситель нас ведет.
Скоро кончатся скитанья,
Завершится путь земной,
Вера станет созерцаньем,
Просьбы сменятся хвалой.
shtunda
Jan. 10th, 2013 05:36 pm (UTC)
НикакЪ не угомониццо профессорЪ...
МожыжЪ сЪделать луччэ - барабанЪ на шэю.
А, не - сиди себе тихонько.
ВпрочэмЪ, сЪ Вами, коллега, по даному вопЪросу - согЪласенЪ.
КакЪ и сЪ ЛьюисомЪ, да.
toshaleb
Jan. 10th, 2013 05:49 pm (UTC)
Мне не нравится не столько сам факт критики, сколько ее насмешливо-саркастический тон.
shtunda
Jan. 10th, 2013 06:28 pm (UTC)
ОдЪна беда отЪ этихЪ креативЪныхЪ, да...
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

препод
toshaleb
toshaleb

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel