?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фундаментализм - термин, применяемый к строго консервативным верованиям; в христианстве - убеждение в том, что вся Библия на языках оригинала безошибочна в историческом, богословском и научном смыслах. Фундаменталисты противостоят теории эволюции и считают недопустимыми компромиссы со светской мыслью, которая принимается в либеральном христианстве. Они делают больший акцент на личную нравственность, а не на социальные вопросы. Термин начал использоваться в связи с появлением в США нескольких богословских трудов (1909 г.), которые утверждали пять фундаментальных основании веры: а) вербальная безошибочность Писания; б) Божественность Христа; в) Его рождение от Девы; г) заместительный характер жертвы Христа; д) телесное воскресение Христа и Его Второе Пришествие. Христианские фундаменталисты утверждают, что будучи Богодухновенной (Бог не может ошибаться) Библия абсолютно исторична. Власть Христа, явленная среди Его учеников, распространяется и на Писание. Таким образом, Ветхозаветное повествование о творении считается более приемлемым, чем эволюция путем естественного отбора. Бог не открыл всего, но то что открыто можно познать и понять. Фундаменталисты дистанцируются от философского богословия.

A Dictionary of the Bible. Oxford University Press 2004 (электронная версия). Перевод мой.

Коммент - неплохое определение далеко не самого консервативного издания. С моей точки зрения, вполне отражает веру большинства баптистов  (особенно по сравнению с другими конфессиями).

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
olgalosha
Mar. 7th, 2013 06:03 am (UTC)
Все бы хорошо, но... вот уже это странное понимание безошибочности Писания при явных нестыковках. Да уж... Это скорее разрушает веру, чем созидает.
Безошибочна там только весть о спасении, а уж с физикой, биологией, географией или историей есть накладки. Даже уже Ломоносов это понимал, а фундаменталисты все держатся за свою "безошибочность":)))
toshaleb
Mar. 7th, 2013 06:40 am (UTC)
По Библии действительно не нужно изучать астрономию или микробиологию, потому что она не для этого предназначена. Но согласитесь, если есть в Писании исторические повествования они в целом верны, хотя на математическую точность и не претендуют. Кроме того, есть моменты, которые совсем научной картине мира противоречат - чудеса и Воскресение Христа, например. В этом смысле все христиане "фундаменталисты".
(no subject) - olgalosha - Mar. 7th, 2013 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Mar. 7th, 2013 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - olgalosha - Mar. 7th, 2013 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexiy - Mar. 7th, 2013 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - olgalosha - Mar. 7th, 2013 12:29 pm (UTC) - Expand
orhidea777
Mar. 7th, 2013 06:06 am (UTC)
Фундаментали́зм (от лат. Fundamentum — основание) — собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений. Фундаментализм часто является реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации

Тоже неплохое определение. Христианский фундаментализм отличается от исламского, например.
toshaleb
Mar. 7th, 2013 06:17 am (UTC)
да, в журналистской интерпретации фундаментализм вообще давно стал синонимом терроризма
kwadik
Mar. 7th, 2013 08:23 am (UTC)
Да, опреления хороши. Есть упоминание а крайнем фундаментализме, такое было, и сейчас есть, но уже скорее не в богословии сколько, а в ненаучном, обывательском восприятии библейских истин. Есть богословская позиция, которая урегулировала проблемы крайнего фундаментализма, суть которой в понимании природы богодухновенности Писания: богодухновенна не буквально каждая частичка библейского слова (в определении упоминалось о вербальной безошибочности Писания), а смысл того, о чем писал библейский автор, вдохновлялось не перо писателя, которая вычерчивала каждый знак, а дух, смысл, который автор излагал уже своими человеческими способностями, которыми объясняются внушительные и не очень погрешности, несоответствия, но не влияющие на общий смысл текста.

Очень хорошее действие произвела эта перемена в боословском сознании, появилось осознание в потребности в экзегетике, поиска авторской идеи за буквами его текста. Да что и говорить, каждый читающий Библию ведь осознаёт и ощущает, что восхищает и покоряет сердце именно глубинная суть Божьего Слова, ну нигде, ни в каких литературных шедеврах не найдёт большего однажды ощутивший на себе силу Слова. А не читающий Библию или ищущий в ней хоть какие-нибудь погрешности становится крайним нефундаменталистом)
toshaleb
Mar. 7th, 2013 07:32 pm (UTC)
Спасибо за комментарий
Я думаю, что все погрешности в принципе разрешимы - или повествование приблизительно (без математических подробностей), или даны разные взгляды на событие (как, например, у Евангелистов), или речь идет об ошибках переписчиков и прочих текстологических тонкостях.
(no subject) - freund_69 - Mar. 8th, 2013 04:16 am (UTC) - Expand
alexiy
Mar. 7th, 2013 11:51 am (UTC)
Может ты вот это переведешь? :)
What Is “Fundamentalism” and Who Is a “Fundamentalist?”
toshaleb
Mar. 7th, 2013 07:17 pm (UTC)
Спасибо за ссылку. Как осилю многа букофф - отпишусь :)
freund_69
Mar. 7th, 2013 02:59 pm (UTC)
Не нравится мне это слово, хоть и родственно понятию "основание веры".
toshaleb
Mar. 7th, 2013 06:19 pm (UTC)
Мне тоже, но подобные термины часто навязываются мне в дискуссии. Поэтому и приходится его прояснять.
(no subject) - freund_69 - Mar. 7th, 2013 06:22 pm (UTC) - Expand
ar_chibald
Mar. 7th, 2013 03:57 pm (UTC)
То что Тошалеб написал об фундаментализме правильно, но скорее всего оно оторвано от контекста. Если говорить об фундаментализме то надо говорить именно об фундаментализме определенного региона. Я например не считаю себя фундаменталистом американским, потому что американский фундаментализм это то что Тошалеб о нем перевел со словаря плюс крайний американский патриотизм, принадлежность к Республиканской партии, богоамериканизм (вера в богоизбранность американской нации, американского стиля жизни как то что Иисус заповедал), священное почитание владением персонального оружия, невежественно-ханжеское отношение к другим христианским деноминациям, непримиримое отношение к высшей (федеральной) власти в стране.
toshaleb
Mar. 7th, 2013 05:59 pm (UTC)
Оно не оторвано от контекста, просто изначально термин значит именно это. А что из себя представляют современные фундаменталисты (хотя из вашего с Лией разговора ясно, что фундаментализм разделился на несколько ветвей) - вопрос другой. По поводу политизированности христианства - согласен с Вами, но это как раз не первоначальная характеристика фундаментализма - см. определение.
(no subject) - ar_chibald - Mar. 8th, 2013 06:16 am (UTC) - Expand
polivalka
Mar. 7th, 2013 04:47 pm (UTC)
I'm a fundamental baptist :)
ar_chibald
Mar. 7th, 2013 04:53 pm (UTC)
As I am.
(no subject) - polivalka - Mar. 7th, 2013 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ar_chibald - Mar. 7th, 2013 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ar_chibald - Mar. 7th, 2013 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polivalka - Mar. 7th, 2013 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polivalka - Mar. 7th, 2013 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ar_chibald - Mar. 7th, 2013 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Mar. 7th, 2013 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polivalka - Mar. 7th, 2013 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Mar. 7th, 2013 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polivalka - Mar. 7th, 2013 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Mar. 7th, 2013 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polivalka - Mar. 7th, 2013 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Mar. 7th, 2013 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polivalka - Mar. 7th, 2013 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Mar. 7th, 2013 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polivalka - Mar. 7th, 2013 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Mar. 7th, 2013 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Mar. 7th, 2013 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polivalka - Mar. 7th, 2013 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Mar. 7th, 2013 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polivalka - Mar. 7th, 2013 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freund_69 - Mar. 8th, 2013 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - polivalka - Mar. 8th, 2013 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freund_69 - Mar. 8th, 2013 03:22 pm (UTC) - Expand
freund_69
Mar. 8th, 2013 11:39 am (UTC)
Сейчас смотрю ТИТАНИК. Где будет наш фундаментализм, кальвинизм и протчая в такие последние моменты? Будет простая детская вера, что Господь мой.
toshaleb
Mar. 8th, 2013 05:02 pm (UTC)
Чтобы иметь простую детскую веру в обетования Господни, эти обетования неплохо бы знать. И здесь без фундаментализма не обойтись. :)
(no subject) - freund_69 - Mar. 8th, 2013 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Mar. 9th, 2013 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - freund_69 - Mar. 9th, 2013 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Mar. 9th, 2013 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - freund_69 - Mar. 9th, 2013 10:29 am (UTC) - Expand
марат равилов
Mar. 11th, 2013 11:37 am (UTC)
лучше быть не фундаментальным баптистом, а фундаментальным христианином :)))
часто сегодня верующие некоторые более фундаментальны в букве закона, а не в духе его. Получаются фарисеи нашего времени - если это фундаментализм, то тогда я точно не фундаментализм.
toshaleb
Mar. 13th, 2013 06:10 am (UTC)
Фундаментализм - это не легализм. Хотя, к сожалению, бывает идет с ним рука об руку. Просто утверждать на этом основании, что Писание не безошибочно, это выплескивание с водой младенца.
марат равилов
Mar. 11th, 2013 11:38 am (UTC)
не фундаменталист, я имел в виду :))))
( 57 comments — Leave a comment )

Profile

препод
toshaleb
toshaleb

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel