?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

... - бич протестантско-евангельского мышления. И здесь вспоминаются наши друзья-православные, они часто говорят о мистичности, тайне, таинстве. Нам же признания этого (в разумном, библейском смысле) часто не хватает.

Человеческое в Писании противопоставляется Божьему. С выводами - или в Библии есть ошибки, или Книга к нам с неба упала и понимать ее надо строго буквалистически в каждом отдельно взятом стихе.

Право выбора человека (обусловленное, не абсолютная свобода, которой просто в природе быть не может) противопоставляется Божьей воле, Его спасительной благодати. Или человек - пассивная кукла в Божьем промысле, или наоборот, способен обратиться в любой момент, стоит только найти "ключик к его сердцу".

Спасение зависит от человека или от Бога? Человек спасается и освящается сам, или это исключительно Божья прерогатива? Я еще слышал о процентах - от Бога зависит 90, от человека 10. Хотя процент бывает и другой - вопрос в том какие тексты в Писании прочитал первыми. :)

Бог любит человека или гневается на него? Ответы бывают разные. Или Бог - самодовольный и капризный тиран, или инфантильный харизматический "папочка".

Любовь Божья - ко всем или избранным? Легко ли со Христом или трудно? Мы творим историю или Бог? Вера - от Бога или человека? Христос - Бог или Человек? Троица - Три или Одно? Логических ловушек таких в христианстве - не счесть.

Но может просто хватит противопоставлять? Просто признать, что в каждой доктрине, по мысли известного английского проповедника Мартина Ллойд-Джонса, есть напряжение, парадокс, алогизм. И что разные стороны, которые наш разум по умолчанию противопоставляет друг другу, на самом деле и образуют целую медаль. Если все укладывалось бы в наш ограниченный разум, то мы бы имели дело с человеческой мудростью. Но никак не с Богом Библии, бесконечно Мудрым и Непостижимым в Своей Сущности.

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
dafiga_gramatny
Sep. 21st, 2013 11:29 am (UTC)
Аминь!
(Anonymous)
Sep. 21st, 2013 12:09 pm (UTC)
Алексей Санкт-Петербург
Аминь, мудрый брат.
Re: Алексей Санкт-Петербург - (Anonymous) - Sep. 21st, 2013 01:16 pm (UTC) - Expand
Re: Алексей Санкт-Петербург - (Anonymous) - Sep. 21st, 2013 05:40 pm (UTC) - Expand
Светлана Строгина
Sep. 21st, 2013 12:19 pm (UTC)
Бог бесконечно Мудрый и Непостижимый в Своей Сущности.
...вспоминается образ строительных лесов...
всё упразднится...
Останется только Любовь!
(Anonymous)
Sep. 21st, 2013 01:18 pm (UTC)
Re: Бог бесконечно Мудрый и Непостижимый в Своей Сущнос
Хороший образ!
Алексей Санкт-Петербург
Re: зажили бы дружнее )) - (Anonymous) - Sep. 21st, 2013 06:58 pm (UTC) - Expand
apologist1689
Sep. 21st, 2013 02:19 pm (UTC)
Согласен с тем, что вместить Бога Библии целиком человеку совершенно невозможно. Также согласен, что тайна и таинственное в Библии, конечно, присутствует.

Но часто бывает и так, что люди называют тайной то, что по Писанию тайной не является. Например, некоторые считают, что причины выбора человеком спасения -- тайна. А это вовсе не тайна. Выход тут не в том, чтобы апеллировать к тайне, а в том, чтобы исследовать Писания, мне кажется.
toshaleb
Sep. 21st, 2013 02:38 pm (UTC)
Причина выбора человеком спасения - его вера. Дело только в том, что веровать-то без Божьей благодати никто не может. И здесь мы приходим к тайне Божьего изволения - почему кому-то такая благодать дана, а кто-то, несмотря на все явленные верующими свидетельства, так и остался без Христа.
Хотя я очень даже согласен с Вашей мыслью, что постоянная и навязчивая апелляция к тайне - скорее всего от недостатка исследования Писаний.

Edited at 2013-09-21 02:38 pm (UTC)
(no subject) - apologist1689 - Sep. 21st, 2013 05:38 pm (UTC) - Expand
Алексей Санкт-Петербург - (Anonymous) - Sep. 21st, 2013 05:52 pm (UTC) - Expand
Re: ...нашего пушистого Антона - (Anonymous) - Sep. 21st, 2013 06:09 pm (UTC) - Expand
Re: Алексей Санкт-Петербург - (Anonymous) - Sep. 21st, 2013 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Sep. 21st, 2013 05:55 pm (UTC) - Expand
Алексей Санкт-Петербург - (Anonymous) - Sep. 21st, 2013 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - apologist1689 - Sep. 21st, 2013 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Sep. 22nd, 2013 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - apologist1689 - Sep. 22nd, 2013 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Генрих Андрюшин - Sep. 23rd, 2013 05:19 pm (UTC) - Expand
ulya_borodulina
Sep. 21st, 2013 02:31 pm (UTC)
в каждой доктрине есть напряжение, парадокс, алогизм
Действительно, интересная мысль Мартина Ллойд-Джонса.
Таки да!
Вспоминается фраза С.Е.Леца: "Если все должно сходиться, что-то должно не сходиться".
И еще, его же: "Он выразился так ясно, что разум отказывался понимать" ))
Все о том же - об ограниченности нашего разума (как впрочем и других возможностей)...
P.S. прошу прощения за многократное редактирование)))

Edited at 2013-09-21 02:35 pm (UTC)
toshaleb
Sep. 21st, 2013 02:39 pm (UTC)
Благодарю за комментарий
Про редактирование - у меня для уведомлений в ЖЖ и соцсетях отдельный ящик, иначе я бы век корреспонденцию не разобрал :)
Светлана Строгина
Sep. 21st, 2013 03:04 pm (UTC)
Re: в каждой доктрине есть напряжение, парадокс, алогизм
Друзья,будем же помнить,что при чтении Слова Божьего существует опасность для человека,если он будет своим умом смешивать несовместимые вещи и разделять то,что порой не может существовать обособленно.
Всё Писание Богодухновенно(с)
К сожалению,нередко человек вносит свои коррективы :(
Счастлив тот,кто имеет Святой страх Божий.
Слава Богу за Духа Святого!
apologist1689
Sep. 21st, 2013 05:41 pm (UTC)
Re: в каждой доктрине есть напряжение, парадокс, алогизм
И еще, его же: "Он выразился так ясно, что разум отказывался понимать" ))

А, кстати, так и бывает в Писании иногда... Настолько прямо и ясно, что обескураживает. Только не разум, а сердце.
fobor
Sep. 22nd, 2013 12:01 am (UTC)
В части парадокса в каждой серьезной доктрине более или менее готов согласиться. Не все в христианском учении можно объяснить логически именно вследствие того, что многие принципиально значимые для такого объяснения вещи сокрыты от нас.
А вот в части допустимости алогизма не соглашусь. Если доктрина содержит алогизмы, "доктринеру" надо ее дорабатывать до устранения этих самых алогизмов. И уже потом доводить эту доктрину до общественности. Этого требует элементарная богословская (она же и философская) добросовестность.
apologist1689
Sep. 22nd, 2013 05:19 am (UTC)
Тоже хотел что-то подобное написать, но все дело в том, что понимать под алогизмом. В контексте заметки -- это синоним слова "парадокс", мне кажется. А вот если под алогизмом понимать истинное противоречие, то я согласен с вами.
(no subject) - toshaleb - Sep. 22nd, 2013 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - apologist1689 - Sep. 22nd, 2013 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fobor - Sep. 23rd, 2013 06:33 pm (UTC) - Expand
ulya_borodulina
Sep. 22nd, 2013 08:19 am (UTC)
проблема в том, что: есть алогизм или нет - мы можем оценивать только все тем же нашим несовершенным, ограниченным, неспособным к абсолютной логике разумом...
toshaleb
Sep. 22nd, 2013 03:20 pm (UTC)
логично - это Одно или Три. Иначе мусульмане и атеисты к нам не цеплялись бы.
Хотя в Писании есть много и вполне логичных вещей.
(no subject) - fobor - Sep. 22nd, 2013 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Sep. 22nd, 2013 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fobor - Sep. 22nd, 2013 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - apologist1689 - Sep. 22nd, 2013 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fobor - Sep. 23rd, 2013 05:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - apologist1689 - Sep. 23rd, 2013 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Sep. 23rd, 2013 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - apologist1689 - Sep. 23rd, 2013 07:35 pm (UTC) - Expand
nvitaly
Sep. 22nd, 2013 02:09 pm (UTC)
Хорошие мысли, спасибо!
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

препод
toshaleb
toshaleb

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel