toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

Про Причастие

Отсюда.

1)
Что имел ввиду Иисус в 6 главе Евангелия от Иоанна? Интересно, что в стихе 27 написано следующее: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог. . То есть когда Христос через образы хлеба пытается донести Израильтянам духовные истины, они думают о плотском - хлебе земном. Мне кажется, что-то подобное делаем и мы, когда слова Христа рассматриваем исключительно как указывающие на церковное таинство. Христос здесь говорит о духовных реалиях (Евхаристия указывает на них, способствует им, но не подменяет их собой). Есть плоть Мою и пить кровь Мою - значит жить Христом, любить Его, верить в Него, слиться с Ним, с Его желаниями, Его чувствованиями, Его целями. Поэтому многие и отошли от Него. Потому что хотели, чтобы Христос слился с ними, с их эгоистичными и самоправедными желаниями - установить земное царство, где они бы правили по правую-левую руку от Христа, получали бы материальные блага.

2) Имеет ли Евхаристия сотериологическую (спасительную) нагрузку? Благодатью вы спасены через веру. Спасает вера. А вера и приобщение к Телу выражается в том числе в крещении (образ рождения свыше) и в участии в Причастии (образ продолжающихся отношений со Христом и Церковью). Но в том числе - не значит исключительно в этом. Если нет общинности, молитвенной жизни, реального ученичества, здравой проповеди - Евхаристия превратится в бессмысленный обряд. Нет внутреннего - хоть сто раз Причастие примите из рук самого "правильного" служителя в самой "чистой" церкви, духовного эффекта не будет. Когда мы ставим Евхаристию на первое место перед верой, мы вольно или невольно впадаем в сакраментализм, обрядоверие.

Вообще, этот перенос акцента с духовной сути на форму не только опасен, но и еще абсурден. Христос, например, называл себя Лозою, Хлебом, Пастухом, Дверью, Светильником. Всем понятно, что это образы, и никто в лампочке Христа не ищет. Но когда упрекающие в буквализме (иногда даже справедливо) евангеликов классические протестанты, православные и католики сами впадают в буквализм ("Сия есть Плоть Моя и Кровь Моя") - мне это представляется как минимум непоследовательным.

3) Что происходит в физическом и духовном мире во время Причастия?

Есть три стороны:

- Хлеб и Вино. По приведенным выше причинам, не вижу оснований утверждать, что с ними вообще что-то происходит - как в физическом, так и в духовном измерениях, Писание тоже ничего об этом не говорит. Кроме того, сказано же, что всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. (1 Тим. 4:4-5). Иными словами, хлеб и вино действительно освящаются и являются Телом и Кровью - но только в том смысле, что наше отношение делает их таковыми. А не изменяется физическая или духовная природа хлеба и вина.

Поэтому логической ошибкой было бы утверждать, что раз с хлебом и вином ничего не происходит - значит и отношение к ним может быть каким угодно. Мы исполняем эту заповедь с благоговением, потому что Христос нам так заповедал и Бог серьезно относится к этому.

- люди, принимающие Причастие. С их стороны должно быть благоговейное воспоминание, размышление о себе, своих грехах. Через Евхаристию они смерть Господню возвещают, доколе Он придет. И в то же время присутствует и радость о прощении на Кресте Голгофском, торжество веры. Превращать Причастие в поминки не стоит. Но и в беспечную радость - тоже. Смерть Сына Божьего за мой грех - событие трагическое прежде всего, только потом - радостное.

Здесь важен именно внутренний настрой, внешнее - вторично. Не значит, что не важно, просто вторично. В экстремальных условие Причастие может преподавать любой по поручению церкви, хотя лучше это делать рукоположенному служителю.

- Бог, действующий через Причастие. Вот это и есть элемент тайны. Мы знаем, что принимающий недостойно, не размышляющий о Теле, будет наказан. Если же человек искренне покается, то грехи Его будут прощены. Ясно также, что через размышление о Теле и Кресте человек дает Богу и себе определенный отчет о своей духовной жизни. А значит Господь дает откровения, разумение, направление, покаяние. В этом смысле не только мы приобщаемся к Нему, но и Он приобщает нас к Себе. Как это происходит на духовном уровне - превыше нашего понимания в принципе.
Tags: Форум РС ЕХБ, богословие, дискуссии, проповедь, служение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments