toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

Categories:

Христиане и политика в свете последних событий

alex_pro_1 написал отличный пост про отношение христиан к политическим событиям. Разве что про Бонхеффера несколько неоднозначно, но все же в целом хорошо написано. Тоже хотел что-то подобное высказать, но сначала ушел в работу, потом немного приболел...

За время событий на Украине несколько раз участвовал в дискуссиях по поводу Майдана - на странице Евгения Бахмутского в фейсбуке (тот пост уже удалили) и на форуме ЕХБ. Не буду давать оценку чисто политической составляющей вопроса, тем более я не такой уж продвинутый аналитик (меня всегда поражали люди, которые после прочтения пары постов и просмотра пары телепередач во всем разобрались) и вообще слабо верю в объективное освещение событий в СМИ. Речь пойдет больше об отношении ко всему этому верующих.

Все мы слышали формулу "Христос плюс...", где часто в роли заменителя или суррогата христианства выступают традиции, обряды, добрые дела, эмоциональные переживания. Политические взгляды тоже могут стать таким "плюсом". Не поддерживаешь Майдан - ты не духовный, пассивный, равнодушный. Не считаешь баптиста Турчинова предателем, нацистом и дитем дьявола - поддерживаешь беззаконие. Политизированного верующего не так уж сложно распознать - обычно он является "хомячком" (некритичным последователем) тех или иных блогов, СМИ, персоналий. В его речи много штампов - "кровавый режим", "в России нет суда", "на митинге все проплачены и агенты Запада", "мирные протестующие", "свободные СМИ" и проч. Он паталогически не видит хотя бы частичную справедливость доводов оппонентов, резок, категоричен, непримирим. Политическая солидарность становится обязательным элементом солидарности духовной. А "Христос плюс политика" - это уже не Христос и не Евангелие.

Постепенно в мышлении такого человека политика начинает превалировать над христианством. Иногда даже над здравым смыслом и толкованием Писания. После очередного митинга интернет взрывается выкриками о многострадальной 13 главе послания Павла к Римлянам - мол, только достойная (которая нам нравится) власть от Бога или педалируется конституционная формула "народ - источник власти", следовательно власть = народ. Проблема в том, что Павел пишет о существующих властях (именно конкретных правителях, а не охлократии), то есть реальных правителях его времени - Нероне и Клавдии. А Навуходоносор и Кир в Ветхом Завете прямым текстом названы помазанниками и слугами Господа. При этом либеральными свободами, гражданским обществом, легитимностью передачи власти там часто совсем не пахло. Путин и Янукович показались бы верхом демократичности на фоне этих деятелей.

Отрицание поставленности каждого правителя Богом обнаруживает наше неверие в Божий промысел и прямо противоречит многим текстам Писания. Иногда эта поставленность в благословение народу. Иногда - в наказание. В конечном счете, всякий народ заслуживает своих правителей... Тем не менее, Бог поставляет и низлагает царей (Дан. 2:21) через определенные процедуры - в том числе и демократические. Поэтому участвовать в выборах и голосовать за кого-то из кандидатов (согласен заранее, часто это выбор наименьшего из зол, а не лучшего добра) - наша задача. Но убежден, что все это должно быть в рамках закона. Списывать насильственные меры на некие экстремальные условия и форс-мажор очень часто значит оправдывать свою нетерпимость, желание быстрых общественных перемен плотскими путями, слепую веру политикам или СМИ.

В общем, молюсь за Украину и Россию! Дай нам всем Бог мира и мудрости!

Еще по теме в моем блоге:

Мирный Майдан - фотоотчет с моей поездки в Киев
Дискуссия про Россию и Украину
Почему я никогда не пошел бы на митинг

Tags: via ljapp, Форум РС ЕХБ, богословие, дискуссии, политика, служение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments