toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

Экзегетика и применение

Огромная пропасть зияет между методикой экзегетического исследования, которая обычно рассматривается на занятиях в большинстве семинарий или на библейских курсах, и суровой реальностью, с которой сталкивается большинство пасторов, каждую неделю подготавливающих проповедь. Ни на одном этапе богословского образования студент не бывает столь одинок и предоставлен самому себе, как при наведении моста между пониманием Писания в том виде, как оно было написано в прошлом, и проповедью, имеющей практическое значение в настоящее время, дающей веру, жизнь, побуждающей к добрым делам. В свое время были подробно изучены обе опоры этого моста: 1) с одной стороны - исторический, грамматический, культурный и критический анализ текста, 2) с другой - практическое, богослужебное, гомилетическое и пастырское богословие (а также различные приемы построения и произнесения проповеди и повышения ее убедительности), нашедшее выражение во множестве готовых конспектов проповедей на все случаи жизни. <…>

Конечно, в распоряжении церкви более чем достаточно «размышлений» и «тематических проповедей», которые едва связаны с библейской фразой, предложением, стихом или их произвольным сочетанием. Но где же учебники или статьи, которые всерьез рассматривают приемлемый фрагмент Писания (например, абзац или группу абзацев) в его канонической форме и показывают будущему или уже состоявшемуся проповеднику Божьего Слова, как перейти от библейского текста к проповеди и при этом не потерять из виду ни библейской формы текста, ни насущных нужд современного человека, жаждущего слышать слово, имеющее прямое отношение к его жизни?

Проповеди, мнимая сила которых в том, что они посвящены современным проблемам, нуждам и тенденциям, зачастую бывают слабыми из-за своего субъективного подхода. В руках многих практиков библейский текст оказывается бесполезным для прояснения вопросов, вол¬нующих современного человека, или для их решения. Слушатели часто не могут быть уверены в том, что слова утешения, звучащие в проповеди, - это слова самой Библии, примененные к современной ситуации или насущному вопросу, поскольку библейский текст нередко служит не более чем лозунгом или рефреном в проповеди. В этом случае упущено главное, о чем нужно всегда помнить при подготовке проповеди, претендующей на то, чтобы быть и библейской, и практической: она должна опираться на честную экзегезу текста и не отступать от него.<…>

С другой стороны, следует признать, что ничто не может нагонять такую тоску и так удручать душу и дух церкви, как сухое, безжизненное изложение библейских положений без всякой связи с настоящим. Когда пастор проповедует, выказывая свои семинарские познания в экзегетике и обрушивая на сбитых с толку слушателей массу исторических, филологических и критических деталей, текст Библии выглядит безжизненным. Проповедь настолько переполнена простым перечислением все¬возможных деталей, что, по сути, она звучит, как могла бы звучать проповедь до Р. X. или в первом веке по Р. X., и отстоит очень далеко от интересов и потребностей современного человека.

Перед нами дилемма. Каждый из названных подходов имеет сильные стороны, которые практически полностью отсутствуют в другом. Оба подхода имеют серьезные недостатки. И трагедия в том, что в большинстве случаев такое состояние является основной причиной голода по Слову Божьему, который, по мнению многих современных наблюдателей, продолжается среди Божьего народа. <…>

Ответственность за упадок библейской проповеди ложится, в первую очередь, на библейскую экзегетику. Конечно, она научила студентов проводить морфологический анализ глаголов, распознавать грамматические формы еврейского, арамейского и греческого языков, делать идиоматический перевод на родной язык, проводить исторический и критический анализ в соответствии со всеми канонами низкой и высокой критики. Но разве на том заканчивается работа, которую должна выполнять экзегетика?

По нашему мнению, та самая дисциплина, которая должна была бы указывать путь от экзегезы к проповеди, как правило, чрезмерно сужает круг своих интересов. В результате, экзегетика оказывается предметом, который пасторы, становясь за кафедру, поскорее выбрасывают за борт, как ненужный балласт. Они находят эту дисциплину в том виде, как она преподается большинством богословских факультетов - слишком сковывающей, сухой, оторванной от насущных нужд людей, и потому ненужной. Не надо навязывать истине прагматических критериев, но следует отметить, что экзегетическое богословие не нашло своей ниши в богословском образовании, поэтому оно, с его жесткими требованиями и ограничениями, не восполняет потребностей церкви.

Уолтер Кайзер. На пути к экзегетическому богословию (сс.13-17)
Tags: богословие, проповедь, служение, цитата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments