?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Огромная пропасть зияет между методикой экзегетического исследования, которая обычно рассматривается на занятиях в большинстве семинарий или на библейских курсах, и суровой реальностью, с которой сталкивается большинство пасторов, каждую неделю подготавливающих проповедь. Ни на одном этапе богословского образования студент не бывает столь одинок и предоставлен самому себе, как при наведении моста между пониманием Писания в том виде, как оно было написано в прошлом, и проповедью, имеющей практическое значение в настоящее время, дающей веру, жизнь, побуждающей к добрым делам. В свое время были подробно изучены обе опоры этого моста: 1) с одной стороны - исторический, грамматический, культурный и критический анализ текста, 2) с другой - практическое, богослужебное, гомилетическое и пастырское богословие (а также различные приемы построения и произнесения проповеди и повышения ее убедительности), нашедшее выражение во множестве готовых конспектов проповедей на все случаи жизни. <…>

Конечно, в распоряжении церкви более чем достаточно «размышлений» и «тематических проповедей», которые едва связаны с библейской фразой, предложением, стихом или их произвольным сочетанием. Но где же учебники или статьи, которые всерьез рассматривают приемлемый фрагмент Писания (например, абзац или группу абзацев) в его канонической форме и показывают будущему или уже состоявшемуся проповеднику Божьего Слова, как перейти от библейского текста к проповеди и при этом не потерять из виду ни библейской формы текста, ни насущных нужд современного человека, жаждущего слышать слово, имеющее прямое отношение к его жизни?

Проповеди, мнимая сила которых в том, что они посвящены современным проблемам, нуждам и тенденциям, зачастую бывают слабыми из-за своего субъективного подхода. В руках многих практиков библейский текст оказывается бесполезным для прояснения вопросов, вол¬нующих современного человека, или для их решения. Слушатели часто не могут быть уверены в том, что слова утешения, звучащие в проповеди, - это слова самой Библии, примененные к современной ситуации или насущному вопросу, поскольку библейский текст нередко служит не более чем лозунгом или рефреном в проповеди. В этом случае упущено главное, о чем нужно всегда помнить при подготовке проповеди, претендующей на то, чтобы быть и библейской, и практической: она должна опираться на честную экзегезу текста и не отступать от него.<…>

С другой стороны, следует признать, что ничто не может нагонять такую тоску и так удручать душу и дух церкви, как сухое, безжизненное изложение библейских положений без всякой связи с настоящим. Когда пастор проповедует, выказывая свои семинарские познания в экзегетике и обрушивая на сбитых с толку слушателей массу исторических, филологических и критических деталей, текст Библии выглядит безжизненным. Проповедь настолько переполнена простым перечислением все¬возможных деталей, что, по сути, она звучит, как могла бы звучать проповедь до Р. X. или в первом веке по Р. X., и отстоит очень далеко от интересов и потребностей современного человека.

Перед нами дилемма. Каждый из названных подходов имеет сильные стороны, которые практически полностью отсутствуют в другом. Оба подхода имеют серьезные недостатки. И трагедия в том, что в большинстве случаев такое состояние является основной причиной голода по Слову Божьему, который, по мнению многих современных наблюдателей, продолжается среди Божьего народа. <…>

Ответственность за упадок библейской проповеди ложится, в первую очередь, на библейскую экзегетику. Конечно, она научила студентов проводить морфологический анализ глаголов, распознавать грамматические формы еврейского, арамейского и греческого языков, делать идиоматический перевод на родной язык, проводить исторический и критический анализ в соответствии со всеми канонами низкой и высокой критики. Но разве на том заканчивается работа, которую должна выполнять экзегетика?

По нашему мнению, та самая дисциплина, которая должна была бы указывать путь от экзегезы к проповеди, как правило, чрезмерно сужает круг своих интересов. В результате, экзегетика оказывается предметом, который пасторы, становясь за кафедру, поскорее выбрасывают за борт, как ненужный балласт. Они находят эту дисциплину в том виде, как она преподается большинством богословских факультетов - слишком сковывающей, сухой, оторванной от насущных нужд людей, и потому ненужной. Не надо навязывать истине прагматических критериев, но следует отметить, что экзегетическое богословие не нашло своей ниши в богословском образовании, поэтому оно, с его жесткими требованиями и ограничениями, не восполняет потребностей церкви.

Уолтер Кайзер. На пути к экзегетическому богословию (сс.13-17)

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Mar. 25th, 2014 08:53 pm (UTC)
XYZ
Для живой веры - как ругательное слово )) и экзеге́тика и герменевтика - "толкование" с греческого. "И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное." Вот "толкование" - библейский термин.
toshaleb
Mar. 25th, 2014 09:09 pm (UTC)
Re: XYZ
тогда и "Библия" - не библейское слово :)
Кстати, διερμήνευσεν (диэрмЭнэусэн) используется в Лк. 24:27, где Христос "изъяснял" ученикам по дороге в Эммаус. Так что герменевтика - вполне библейский термин. :)
На самом деле, это богословкая терминология. Сама по себе она никак не противоречит "живой вере". Которая был предана святым, и ими же должна сохраняться. В том числе и при помощи богословия.
(Anonymous)
Mar. 25th, 2014 09:17 pm (UTC)
Re: XYZ
Апостолы не были богословами кроме Павла (до апостольства), да и тот, видимо, для философов-греков был такой образованный нужен. Иоанн Богословом звался не от богословия. Богословие заменим "подготовкой" и молитвой ))
toshaleb
Mar. 25th, 2014 09:37 pm (UTC)
Re: XYZ
Подготовка предполагает в том числе и знание богословия.
А что к образованию и знанию у нас такое отношение - это нас нас, евангельских верующих, не красит.
(Anonymous)
Mar. 26th, 2014 04:34 am (UTC)
Re: XYZ
Смотря какие, знания, брат - я считаю, что основное знание - духовное - оно другое по природе - неразделимое с радостью спасения, пониманием, что Бог за нас, что спасение это разворот от греха и от себя любимого. Если сердце исполнено этим простым духовным знанием и любовью, Господь Духом Святым поможет нам говорить всегда в нужное время, как Петру давал слова, начиная с Пятидесятницы. Что еще важное можно выжать вечным копанием в библейских текстах и передать страждущим? Что неясно - Господь откроет по молитве или уберет нужду в обязательном понимании всего. Систематизация же превращает исследование Библии в науку и мы уже "не как дети" становимся. Большинство привычных нам по регламенту "богослужений" церковных проповедей, на мой взгляд, выхолащивают веру, проповедь должна быть или запланированной, но призывной или спонтанной по нужде с молитвой, разбор Слова - это не проповедь.
toshaleb
Mar. 26th, 2014 05:25 am (UTC)
Re: XYZ
Радость спасения и духовная реальность никак не противоречит разумности написанного. Если бы все рассуждали как Вы, вера до нас бы вообще не дошла, но какое-то расплывчатое нечто. Впрочем, возможно Вы не проповедник и не учитель в церкви, поэтому на Вас не лежит огромная ответственность "верно доносить слово истины". А это предполагает изучение языков, контекста, богословия, построение структуры проповеди. Разбор Слова, кстати, тоже предполагает очень серьезную подготовку.
(Anonymous)
Mar. 26th, 2014 05:38 am (UTC)
Re: XYZ
Все так и говорят, только вот церкви наши полумертвые и кризис на Украине прекрасно показывает общее духовное состояние большинства христиан его обсуждающих. Разбор Слова ведет призванный к этому учитель, который много времени должен проводить в молитве прежде всего. И он должен проводиться для желающих после собрания. На собрании ничего регулярного быть не должно, кроме причастия. Попробуйте - увидите разницу.
toshaleb
Mar. 26th, 2014 08:57 am (UTC)
Re: XYZ
Молитва и знания, подготовка - это два берега реки и две стороны монеты. Одно не может быть без другого. Как раз духовный кризис в церквях от недостатка подобных служителей.
На собрании есть порчдок служения. Каждый раз менять все не нужно, это создаст смущение среди людей. Но конечно будут и вариации, иногда даже неподготовленные, если это нормальная церковь, конечно, а не закостенелый институт.
Re: XYZ - (Anonymous) - Mar. 26th, 2014 09:12 am (UTC) - Expand
Re: XYZ - toshaleb - Mar. 26th, 2014 09:16 am (UTC) - Expand
Re: XYZ - (Anonymous) - Mar. 26th, 2014 09:36 am (UTC) - Expand
Re: XYZ - toshaleb - Mar. 26th, 2014 09:56 am (UTC) - Expand
Светлана Строгина
Mar. 26th, 2014 08:49 am (UTC)
верно доносить слово истины(с)
Согласна.

Верно доносить слово истины от пасторов,служителей и с кафедры, и в личном общении с членами церкви,
и
от веточки к веточке (это образное выражение)

Edited at 2014-03-26 08:51 am (UTC)
(Anonymous)
Mar. 26th, 2014 09:03 am (UTC)
Re: XYZ
В наше время текст Евангелия и посланий сам по себе хорошо доносит слово истины для большинства, может кому-то нужна помощь в разъяснении или напоминание, Бог пошлет. Мне, например, толкования лишь подтвердили мое понимание большинства "сложных" мест Писания. Призванный учитель прежде всего должен быть исполнен Духом, а от "знаек" без любви Церкви больше вреда - ложный путь.
Re: XYZ - toshaleb - Mar. 26th, 2014 09:08 am (UTC) - Expand
Re: XYZ - (Anonymous) - Mar. 26th, 2014 09:14 am (UTC) - Expand
Re: XYZ - (Anonymous) - Mar. 26th, 2014 09:20 am (UTC) - Expand
Re: XYZ - toshaleb - Mar. 26th, 2014 09:26 am (UTC) - Expand
Re: XYZ - (Anonymous) - Mar. 26th, 2014 09:46 am (UTC) - Expand
Re: XYZ - toshaleb - Mar. 26th, 2014 09:54 am (UTC) - Expand
Re: XYZ - (Anonymous) - Mar. 26th, 2014 10:00 am (UTC) - Expand
Светлана Строгина
Mar. 26th, 2014 06:53 am (UTC)
Re: XYZ из жизни:
каждый самый старательный и прилежный ученик нуждается в наставнике(!)

Он ЛОЗА,а мы ветви(с)
веточка на Веточке,Веточка на Веточке....на ЛОЗЕ
(Anonymous)
Mar. 26th, 2014 07:11 am (UTC)
Re: XYZ из жизни:
Бывает по разному, вот Павел обошелся.
Re: XYZ из жизни: - toshaleb - Mar. 26th, 2014 08:53 am (UTC) - Expand
Re: XYZ из жизни: - (Anonymous) - Mar. 26th, 2014 09:08 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Mar. 26th, 2014 10:21 am (UTC)
XYZ
Антон, покидаю пока ЖЖ - спасибо, брат, за приятное общение, с Богом.
toshaleb
Mar. 26th, 2014 10:27 am (UTC)
Re: XYZ
Спасибо и Вам за комментарии.
Вы бы лучше зарегистрировались в ЖЖ, а то так и Вам и мне неудобно :)
(Anonymous)
Mar. 26th, 2014 10:38 am (UTC)
Re: XYZ
Я думаю долго не появлюсь - это украинские события побудили.и время было свободное без семьи.
( 31 comments — Leave a comment )