toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

Церковь и политика

Когда идут дискуссии об отношении церкви к политике, то происходит смешение двух бытовых пониманий того, чем собственно политика является. Беря свое происхождение от слова от греческого слова πόλις (полис) - города государства, политика изначально предполагала участие граждан в жизни родного края, решение важных вопросов государственной и хозяйственной жизни. Поэтому не интересующихся этими вопросами презрительно именовали "идиотами" - людьми недалекими, глупыми и безответственными. Но, как и практически все понятия, с течением веков концепт "политика" стал гораздо сложнее того, что он представлял собой первоначально. Отсюда и многогранность этого явления, к которому однозначного черно-белого отношения быть просто не может. Равно как и к культуре, искусству, философии и проч.

Итак, прежде всего под политикой понимается легальная борьба за власть и государственная деятельность в различных сферах. Очевидно, что Церковь в целом не занимается ни тем, ни другим - в ее задачи входит совместное поклонение, назидание членов Тела и благовестие миру посредством проповеди и сопровождающих ее добрых дел. Именно поэтому служителям церкви (не только являющимся ее руководителями, но и часто выступающим от ее имени) не стоит ни быть политическими деятелями, ни слишком явно выражать свою поддержку той или иной политической силе, поскольку это может создать основание для разделений и препятствия для благовестия. Ну и, повторюсь, задачи у них все же другие. Однако, среди членов церкви, разумеется, могут быть как профессиональные политики, так и просто интересующиеся и поддерживающие те или иные партии, кандидатов на руководящие посты в государстве и так далее. Но они не должны ассоциировать свои взгляды с позицией всей общины - это крайне важно отметить.

Ну и во-вторых, под политикой в бытовом понимании часто подразумевается в широком смысле разные взгляды на происходящие в стране и мире события, оценки исторических фактов. Здесь мы ступаем на очень зыбкое основание, поскольку входим в сферу политтехнологий, информационных войн, трактовок истории в угоду тем или иным элитам - отличить собственно факты от их разнообразных интерпретаций подчас очень сложно. Именно поэтому оценки со стороны Церкви и должны быть сдержанны, осторожны, аккуратны и своевременны. На своевременности остановлюсь особо - дерево судят по плодам, что предполагает некоторое время и отстраненность. В гуще событий часто непонятна их суть, направление и последствия.

Таким образом, чему Церковь должна учить и что практиковать в свете отношения христиан к происходящему в мире (помимо уже отмеченного)?

- уважительное отношение к власти, что предполагает отсутствие злословия, благодарность за благословения Божьи через государство (относительный порядок, безопасность и наказание зла). Это не противоречит разумной и конструктивной критике действий властей и обличению их пороков (коррупция, равнодушие чиновников, непрофессионализм), что, впрочем, не должно превращаться в обобщения ("партия жуликов и воров") и судилище над конкретными личностями;

- возможное (согласно совести) участие христиан в политической жизни страны через выборы и другие законные инструменты;

- выбор того кандидата, программа и жизнь которого наиболее соответствует библейским заповедям. Конечно же, тут надо помнить, что выбор обычно происходит по принципу "наименьшее из зол", речь не идет об идеальном человеке. С другой стороны, даже христианин вовсе не обязательно будет хорошим руководителем;

- воздержание от политического экстремизма - шовинизма, этно-национализма, призывов к насилию, вооруженному свержению власти и т.д.;

- миротворчество - призывы к прекращению войн, конфликтов, раздоров (вместо однозначной поддержки той или иной стороны противостояния);

- удаление от тех обсуждений, которые провоцируют споры, ссоры и разделения;

- предупреждение об опасности, исходящие от увлеченности политикой для отдельного христианина - искушение властью, доверие пропаганде, узость мышления, ксенофобия (яркое деление мира на "своих" и "чужих" по политическим критериям, как следствие - враждебное отношение к оппонентам);

- сочувствие и помощь страждущим ВНЕ зависимости от занимаемой ими политической позиции;

- участие в общественной жизни через социальное служение и просветительскую деятельность;

- молитва - наиболее важное, но, пожалуй, самое недооцененное орудие Церкви. Молитва за начальствующих. Молитва против козней дьявольских в разных их проявлениях. Молитва о мудрости для народа. Молитва за христиан о сдержанности, любви и хорошем свидетельстве. Молитва не самоправедная, но смиренная, покаянная, полная любви даже к врагам.
Tags: богословие, политика, служение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments