toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

Анатомия проповеди

Проповедь занимает центральное место в евангельских богослужениях – подчас половину воскресного собрания. И одновременно, часто является самой неприглядной его частью – проповедник плохо подготовлен (набросал себе пару мыслей в субботу вечером) или явно импровизирует. Слушающие зевают, поглядывая на часы, лишь бы отсидеть положенное время. Такое положение дел девальвирует само понятие «проповедь», приводит к снижению ее реальной роли в общинной жизни, пренебрежительному к ней отношению.

Пожалуй, за весь свой небольшой стаж в качестве церковного проповедника, несмотря на прослушанные курсы по гомилетике, прочитанные книги и проштудированные примеры известных служителей, я сделал все возможные ошибки в этой области. Возможно, меня и до сих пор тяжко слушать, но какими-то наблюдениями и взятыми для себя принципами хотелось бы поделиться.

К сожалению, любая проповедь имеет тенденцию превратиться или в голую экзегезу, с хорошим пословным разбором библейского текста, но без практических уроков; либо отрывок из Священного Писания становится неким трамплином для отвлеченных размышлений проповедника на духовные темы и правильных лозунгов. Отсюда и необходимость применения к жизни людей, основанного на вечных принципах Божьего Слова. Для этого нужно не просто хорошо готовиться, много читать и уметь работать с текстом, но и реально жить проблемами членов церкви, понимать окружающую действительность, происходящие в обществе процессы. Иногда подобный подход, к сожалению, клеймится как человекоцентричный, а истолкование Писания превращается в самоцель. В связи с этим возникает вопрос - должны ли в церкви последовательно проповедовать по определенным библейским книгам или лучше сконцентрироваться на отдельных темах, которые волнуют слушающих? Во-многом противопоставление, конечно же, искусственно, ведь на богослужении вполне могут быть две проповеди. Но сама дилемма отражает необходимость, с одной стороны, формировать у слушающих целостное библейское мировоззрение (не основанное на разрозненных «золотых стихах»), и с другой – реагировать на запросы людей.

Практика также показывает, что хорошо подготовленную, логично выстроенную, убедительно поданную проповедь будут слушать достаточно долго. Ограничение только в пороге восприятия, который к тому же (под влиянием современных медиа) постоянно снижается – современный человек, к сожалению, воспитан на ярких, сменяющих друг друга каждые 10 секунд телеобразах. Думаю, тенденцию эту может переломить именно Церковь, которая побуждает к размышлению не только над Священным Писанием как таковым, но и привносит вечное Слово в мир повседневности, вневременное Откровение сопоставляется со временной реальностью. Поэтому, как бы это странно ни звучало, 15-минутная проповедь может быть слишком длинной, а 40-минутная – короткой.

Мало кто будет спорить, что проповедь должна быть подготовленной, формулировки выверенными, а структура логичной. Однако, подготовленность не исключает естественности и работы с аудиторией – чтобы не создавалось впечатления университетской лекции, где преподаватель на своей волне что-то бурчит себе под нос без живого участия со стороны студентов. Манеры проповедника, грамотность речи, жестикуляция, умение вести себя на публике показывают уникальное сочетание двух, казалось бы, противоположных качеств - с одной стороны сдержанность и подготовленность, с другой – естественность и непосредственность. Эта комбинация позволит добиться не только внимания, но и живого отклика слушающих, что является одной из самых трудновыполнимых задач для проповедника. Конечно, здесь еще важен настрой всей церкви, недаром Сам Христос призывал «наблюдайте, как вы слушаете» (Лк. 8:18), но это тема для отдельной статьи. Напомню лишь слова Ярла Пейсти, который призывал благодарить проповедника хотя бы за библейские тексты, использованные в проповеди, даже если сама проповедь совсем не понравилась. Несовершенство многих проповедников очевидно, но дух критицизма и придирчивости тоже ситуацию не поправит и духовного благословения не принесет.

И наконец, все эти советы будут бесполезны, если проповедник, по мысли Сперджена, не обратил свою же проповедь прежде всего к самому себе, не применил ее к собственной жизни. Любые гомилетические секреты можно сравнить со строительными лесами, которые не являются конечной целью строительства, но необходимы для возведения здания, фундамент которого – Христос и Писание, а кирпичи – каждодневная духовная жизнь проповедника и его душепопечительская практика.

Оригинал статьи на сайте миссии "Возвращение к Богу"
Tags: дискуссии, проповедь, служение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments