toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

Праздник жатвы

В Новом Завете (в отличие от Ветхого) не содержится предписания отмечать праздники в какие-то строго определенные дни, напротив, постулируется принцип христианской свободы в этом вопросе: «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим. 14:15). С другой стороны, это никак не противоречит тому, что каждая Церковь (или христианская деноминация) вольна устанавливать собственные памятные дни, значение которых не стоит недооценивать. Так уж повелось, что человек – существо забывчивое и само по себе крайне неорганизованное. Отсюда и необходимость в неких отметках на жизненном пути, подобно ежедневным зарубкам на необитаемом острове для отсчета дней, когда важна не только собственно праздничная, карнавальная (по мысли М.М. Бахтина) часть, но и сам повод – а что мы, собственно, празднуем?

Таков и праздник жатвы, отмечаемый в евангельских церквях, имеющий параллели как с западным Днем Благодарения, так и с ветхозаветным событием, когда Сам Господь говорил народу Израильскому: «Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» (Исх. 23:16). В любой культуре, которая изначально являлась аграрной, есть праздники урожая. Интересно, что Господь поселяет Израиль в землю палестинскую с достаточно сложными условиями для земледелия и засушливым климатом – таким образом как бы понуждая Израиль чувствовать себя в постоянной зависимости от Божьих милостей, не присваивать славу собственному труду (Пс. 103:13-15). Это побуждает верующих к благодарности и свидетельству о Божьих благословениях – недаром на этот праздник многие приносят овощи и фрукты со своих приусадебных хозяйств, иногда даже делают из них (удачные или не очень с эстетической точки зрения) украшения для богослужебных залов.

Разумеется, плоды земли – есть лишь прообразы плодов духовных. Эта аналогия проводится Самим Христом, который описывает евангелистский труд учеников в терминах сеяния и жатвы – «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4:36-38). Здесь Спаситель преподает несколько важных уроков – призыв трудиться на ниве Божьей (нужны сеющие, чтобы было что пожать); духовный труд вознаграждается Богом и приносит радость; не всегда сеющие сразу видят результаты своего труда (подобно тому, как это не видели многие пророки Ветхого Завета, ученики же пожали, что было посеяно ими и лично Христом в Самарянах). Таким образом, праздник жатвы – это еще и возможность посмотреть на результаты собственной духовной жизни и труда для расширения Божьего Царства, созидания Его Тела.

Жатва, безусловно, несет и эсхатологический смысл. Изъясняя Свою притчу о плевелах ученикам, Христос говорит следующие слова: «Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:39-43). Благоприятное время сеяния, век Церкви, может закончиться в любой момент. Кто я, сеющий соблазн и делающий беззаконие или праведник не в своих глазах, но по вере во Христа? Какова будет Божья оценка моей жизни?

Предлагаю каждому из нас задаться этими вопросами и поздравляю всех с праздником!

Оригинал статьи на сайте миссии "Возвращение к Богу"

На сайте Московской Центральной Церкви тоже опубликовали
Tags: поздравления, проповедь, служение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments