toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

Categories:

Нравственный релятивизм и упрощение истории

По следам горячей дискуссии о памятниках, идолах, свободе совести и советской истории (почитайте комментарии, интересно)

Как мне кажется, когда мы рассуждаем обо всех этих вопросах, легко впасть в две ошибки.

Первая - нравственный релятивизм, когда зло одних оправдывается злом других или стремлением к высшей цели. Мне это напоминает логику насильника, который в суде обвиняет жертву в том, что она сама так оделась и вообще, жизнь у него не удалась. Или убийцу, который в свое оправдание так и заявляет - "да, я зверски зарезал своего собутыльника, но это всего один человек - я мог бы убить гораздо большее количество людей". Надуманно, скажете вы? А вот и нет - такие аргументы используются постоянно, в стиле "а вот у вас была Чечня", или "американцы убили гораздо больше во время атомных бомбардировок", или "зато мы выиграли войну". Ну да, все это было. Но разве этим можно оправдать зло тех, кому вы по тем или иным причинам симпатизируете?

Вторая ошибка - упрощение определенной исторической эпохи, оценка ее исключительно в черно-белых тонах. Даже несмотря на преступность действий руководства, люди жили, во что-то верили, что-то создавали, многие старались поступать по совести. Никто не говорит, что они были во всем правы, тем более с точки зрения библейского учения. Но если мы хотим учить уроки истории, то должны помнить о некоторой эмоциональной отстраненности. А это, в свою очередь, рассуждение о событиях не в ключе "ах, как вот эти во всем виноваты", а попытки провести анализ исторических процессов - что к чему привело, какие семена дают какую жатву, где глубинная причина - а где лишь повод и т.д.

Обе ошибки - следствие забвения простого библейского принципа личной ответственности.

Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. (Иез. 18:20-21)

И еще один библейский текст - посвящается всем верующим, кто желает самостоятельно установить на земле Царство Небесное, всем навязать христианский образ мышления политическими или иными способами:

Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10:3-5)
Tags: дискуссии, политика, служение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments