toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

  • Music:

О посте

В Священном Писании учение о посте представлено не в виде некоего пространного катехизиса, но на многочисленных примерах - в том числе как это делать не нужно. Греховная природа человека постоянно толкает его на искажение заповедей Божьих, даже самого святого, что есть в христианской вере. Именно поэтому и сегодня необходимо возвращаться к основам христианства, объяснению глубин духовной жизни и практики.

Итак, пост - это не только и не столько отказ от пищи. Недаром в Библии он сопровождается молитвой (1Кор. 7:5), выражением глубокого смирения (Ездр. 8:21), раскаянием (2Цар. 1:11-12), поклонением Богу, поиском воли Божьей (Деян. 14:23). В таком состоянии не до развлечений и даже не до еды. Таким образом, временное ограничение себя в пище (а возможно, и в питании от информационных потоков - социальных сетей в частности) вполне естественно для христианина, который, по словам Мартина Лютера, верит, что «плоть надо обуздать, чтобы она следовала за духом...». Известный британский проповедник Мартин Ллойд Джонс также писал: «Пост, если мы хотим правильно понимать его, не должен ограничиваться только вопросом еды и питья; пост может включать в себя воздержание даже от любых законных и правильных вещей ради конкретных духовных целей. В нашем теле есть много физических функций, которые совершенно правильны, но по некоторым причинам иногда их нужно контролировать».

Пост - это не просто традиция. Церкви разных деноминаций по-разному подходят к практике поста - одни четко регламентируют время (обычно перед значимыми христианскими праздниками), длительность, виды пищи, другие оставляют все это на усмотрение членов той или иной общины, третьи договариваются об особом дне поста и молитвы, когда есть определенная нужда. Тем не менее, пост - это не навязанное извне обязательство, но скорее личный обет перед Богом - пребывать в это время в состоянии особой чувствительности к Божьему голосу, быть внимательным к Господним словам, молиться и в смирении просить о Божьем снисхождении.

Пост - это не показное действие. Ко времени первого пришествия Христа пост в практике фарисеев выродился в самовосхваление и духовное превозношение, когда поститься два раза в неделю считалось добродетелью перед "недуховными" мытарями, а принимать болезненный и изнеможденный "постный" вид - признаком особой набожности (Мф. 6:16). Недаром Спаситель подвергает подобную практику жесткой критике - угодный Богу пост должен исходить из смиренного сердца, которому чужды самоправедность и лицемерие. Что бы сказал Господь сегодня некоторым постящимся? Не будут ли обращены к нам слова из пророка Исаии: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Ис. 58:4-5).

Пост - это не метод манипуляции Богом. Греховному сердцу свойственно утверждать не только собственную праведность, но и волю. Пост, равно как и молитва, становится подчас средством достижения собственных целей. В то время как на самом деле, суть поста, наоборот, в поиске Божьего изволения, зависимости от Него, признании Его путей выше своих (Ис. 55:9). Только в этом случае пост действительно что-то изменит, ведь основная его цель – не поменять что-то в воле Божьей, но дать измениться нам самим. Проповедник и аскет IV в. Кирилл Иерусалимский выразил эту мысль следующим образом: «Так и ты войди через врата прямые и узкие, освободись постом от себя прежнего и выведи то, что тебя уничтожает».

И наконец, пост – это не вечное установление. Раскаяние, сокрушение о грехах, молитвы, поиск Божьего водительства – все это необходимо лишь в «дни, когда отнимется у них жених» (Мк. 2:20), то есть пока Христос не пришел и не установил Свое Царство. А значит, наши страдания, духовные переживания и болезни носят временный характер, тело освободится от греха, а дух – от всякой скорби. Печаль превратится в радость, сомнения – в уверенность, тлен – в вечность, а пост сменится изобилием Божьих небесных благ.

Специально для сайта миссии "Возвращение к Богу"
Tags: богословие, проповедь, служение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments