?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бедный Кальвин...

Нашему народу свойственна категоричность и так называемое "черно-белое" мышление. Проявляется это в разных сферах - религиозной, политической, бытовой. То на похоронах Сталина в порыве любви к "Вождю народов" сотни человек на смерть раздавили, то поливаем его грязью и утверждаем, что мол в историко-политическом плане он ничего хорошего для России не сделал...

Вот недавно общался с одним верующим, который записал известного богослова-реформатора Жана Кальвина в убийцы (!), еретики (!) и "нерожденные свыше" (!).
  
Что сказать на это? Налицо незнание вопроса.
Даже если Кальвин (как советник по религиозным вопросам при городских властях) и подавал голос за казнь преступников (в том числе и еретика Сервета - такие были в те времена законы), это не означает, что он был неверующим.

Во-первых, надо учитывать контекст того времени - протестантизм, слитый с государством, недостаточное отмежевание протестантского богословия от католического и пр. Это мы сейчас сидим в уютных комнатах, читаем новейшие экзегетические труды, изучаем евангельское богословие. А потом высокомерно говорим что-то типа: "да я бы вместо 95 тезисов Лютера сразу бы прибил к двери Виттенбергского собора 7 баптистских принципов!". Смех да и только. :(

Во-вторых, все мы грешны. Верующие раздражаются (равносильно убийству, кстати), мы завидуем, подчас лицемерим, распространяем слухи, иногда искренне заблуждаемся. А потом сидим и обсуждаем - какой Лютер бяка-бука (подавал голос за гонения на анабаптистов, писал антисемитские буклеты)... Да уж...

Вместе с тем сидит в собрании рядовой верующий Владимир Пупкин, радуется библейским проповедям и даже не подозревает, что принципы analogia scripturae (толкование Писание Писанием), спасение по благодати через веру и пр. были сформулированы именно реформаторами, в том числе огромный вклад внес лично Жан Кальвин. Но нам невдомек, т.к. забываем, что само собой разумеющееся сейчас для нас тогда было вовсе не очевидным...

Я во многом согласен с той справедливой критикой Кальвина, которая иногда (честно говоря, крайне редко) высказывается. Читая его
"Наставления в христианской вере", можно увидеть и непримиримый догматизм, и некоторые богословские крайности (двойное предопределение, богословие заветов, крещение младенцев и пр.). Но я против безоговорочного поливания грязью (или наоборот), как это принято подчас у нас. Говорим о недостатках - признаем и заслуги.

Подробнее по теме можно почитать здесь






Comments

( 116 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
kindergod
Feb. 7th, 2011 12:06 pm (UTC)
ага

бедный бедный Кальвин...

спасибо за ссылку!
toshaleb
Feb. 8th, 2011 07:31 am (UTC)
Re: ага
Слава Богу! Я в самом низу там еще написал. Может, будет интересно. )))
alexiy
Feb. 7th, 2011 12:12 pm (UTC)
Что-то я не пойму, причем здесь Сталин?
toshaleb
Feb. 7th, 2011 12:13 pm (UTC)
Просто для сравнения.
ex_pankapel
Feb. 7th, 2011 12:20 pm (UTC)
А что Сталин сделал хорошего?
toshaleb
Feb. 7th, 2011 12:23 pm (UTC)
Сыграл определенную роль в победе в ВОВ, на международной арене и т.д.
Впрочем, это не отменяет его массовых преступлений, в том числе против верующих.
(no subject) - ex_pankapel - Feb. 7th, 2011 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 7th, 2011 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_pankapel - Feb. 7th, 2011 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 7th, 2011 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 8th, 2011 07:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - vennlig - Feb. 7th, 2011 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 8th, 2011 07:33 am (UTC) - Expand
koza_skripa4ka
Feb. 7th, 2011 12:26 pm (UTC)
со Сталиным, наверное, действительно загнули)
а так согласна
toshaleb
Feb. 7th, 2011 12:31 pm (UTC)
Вы считаете, что в историко-политическом (специально подчеркнул) плане Сталин ничего положительного не сделал?
(no subject) - ex_pankapel - Feb. 7th, 2011 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 7th, 2011 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_pankapel - Feb. 7th, 2011 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 7th, 2011 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_pankapel - Feb. 7th, 2011 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 7th, 2011 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_pankapel - Feb. 7th, 2011 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 7th, 2011 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_pankapel - Feb. 7th, 2011 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vennlig - Feb. 7th, 2011 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polivalka - Feb. 7th, 2011 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vennlig - Feb. 7th, 2011 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vennlig - Feb. 7th, 2011 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vennlig - Feb. 7th, 2011 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vennlig - Feb. 7th, 2011 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 8th, 2011 07:32 am (UTC) - Expand
svetaselesta
Feb. 7th, 2011 12:51 pm (UTC)
я,конечно,ужасно извиняюсь.....только тем кто заводит такие споры по моему делать нечего и времени-вечность....!мы не жили в то время и даже если бы жили-не нам судить!Иисус сказал-(тебе что до него?ты иди за Мною!)!!!лучше потратили бы это время на чтение Библии...
(никого не хотела обидеть)
ex_pankapel
Feb. 7th, 2011 01:00 pm (UTC)
можно даже не думать, просто читать Библию

а разум это не дар Божий, а атавизм... верно?
из "собачьего сердца" - toshaleb - Feb. 8th, 2011 10:17 am (UTC) - Expand
проблема в том - kindergod - Feb. 8th, 2011 09:46 am (UTC) - Expand
svetaselesta
Feb. 7th, 2011 01:05 pm (UTC)
читать Библию и думать все сопоставляя с мудростью от Бога а не от человеков!мудрость человеческая будет посрамлена!(осуетились в умствованиях своих)(за каждое праздное слово человек даст ответ)что вам дает этот"поиск истины"?может жизнь вечную?
ex_pankapel
Feb. 7th, 2011 01:09 pm (UTC)
мне Бог дал право и возможность думать, чего и вам желаю...

сегодня тысячи религиозных движений ссылаются на Библию и не признают друг друга
svetaselesta
Feb. 7th, 2011 01:15 pm (UTC)
спасибо)думать я к счастью умею...
а вы поставили цель примирить тысячи религиозных движений?)ну-ну....
ex_pankapel
Feb. 7th, 2011 01:21 pm (UTC)
я поставил цель, не глотать безумно все, что имеет ссылку на Библию
svetaselesta
Feb. 7th, 2011 01:28 pm (UTC)
))))и не надо)))священное писание нужно человеку прежде всего!(все писание Богодухновенно и полезно к научению)без следования писанию все человеческие размышления-ничто!
vladimi_r
Feb. 7th, 2011 03:08 pm (UTC)
с постом согласен, но по поводу Сталина солидарен с pankapellan
toshaleb
Feb. 8th, 2011 07:34 am (UTC)
Спасибо за мнение! Я тут в самом низу небольшое обращение написал.
firecutter
Feb. 7th, 2011 03:13 pm (UTC)
Меня другое беспокоит. Часто мы учим людей тому, что "спасение по вере, дел никаких не нужно, так завещал великий Лютер". А забываем о том, что Лютер к своё учение на своей шкуре пережил. Как и Кальвин, наверное.
В духовной жизни не получается только чужими плодами питаться, приходится собственные выращивать. Так что неча на Кальвина пенять...
koza_skripa4ka
Feb. 7th, 2011 03:18 pm (UTC)
не получается только чужими плодами питаться
именно
а то ведь легко геноцид устраивать тем, у кого другой опыт был
(no subject) - svetaselesta - Feb. 7th, 2011 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - firecutter - Feb. 7th, 2011 06:50 pm (UTC) - Expand
Обязательно прочту)) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 07:25 pm (UTC) - Expand
Re: Обязательно прочту)) - firecutter - Feb. 7th, 2011 07:28 pm (UTC) - Expand
только бы найти) - firecutter - Feb. 7th, 2011 07:33 pm (UTC) - Expand
Re: только бы найти) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 07:36 pm (UTC) - Expand
Re: только бы найти) - firecutter - Feb. 7th, 2011 07:59 pm (UTC) - Expand
Re: только бы найти) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 08:02 pm (UTC) - Expand
Re: только бы найти) - firecutter - Feb. 7th, 2011 08:03 pm (UTC) - Expand
Re: только бы найти) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 08:18 pm (UTC) - Expand
Re: только бы найти) - firecutter - Feb. 7th, 2011 08:19 pm (UTC) - Expand
Re: только бы найти) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - firecutter - Feb. 7th, 2011 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 08:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - firecutter - Feb. 7th, 2011 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - firecutter - Feb. 7th, 2011 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - firecutter - Feb. 7th, 2011 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koza_skripa4ka - Feb. 7th, 2011 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - firecutter - Feb. 7th, 2011 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 8th, 2011 07:52 am (UTC) - Expand
Re: Обязательно прочту)) - (Anonymous) - Feb. 9th, 2011 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 8th, 2011 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetaselesta - Feb. 9th, 2011 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 8th, 2011 07:35 am (UTC) - Expand
zena_muza
Feb. 7th, 2011 03:17 pm (UTC)
Антон, мне кажется сравнивая Кальвина со Сталиным ты оказал плохую услугу Кальвину. Если соотношение "хорошо" и "плохо" у Кальвина такое же как и у Сталина, то.... лучше от него (и от его учения) держаться подальше ИМХО.
toshaleb
Feb. 8th, 2011 07:35 am (UTC)
Тамара Афридовна, я там внизу кое-что по сабжу написал. Сразу для всех, а то вас слишком много! )))
moiglagol
Feb. 7th, 2011 04:41 pm (UTC)
этим брат toshaleb лишний раз доказал, что и он не совершенен, и что нет совершенных. так что и кальвин имел право на ошибку. )))
А если по существу, то
...женевцам такие меры были не свойственны. они даже сжигать людей толком не умели, поэтому за неимением опыта приготовили для казни недостаточно дров.
к тому же, "до того" сервет был приговорет к смерти католиками и бегал из города в город, ища где бы спрятаться. можно понять женеву, которая обнаружила у себя этого скандального типа.
к тому же, "до того" сервет замучил кальвина своими хамскими письмами. еще не известно, как ваш верующий, который записал кальвина в невозрожденные, повел бы себя, будучи членом совета после череды оскорблений в его адрес.
ну и, наконец, странно, когда люди избирательно подходят к книжкам реформатора. раз уж учение о провидении мы отвергает по той причине, что "кальвин сжег сервета", то и учение о Троице подлежит осуждению. ведь кальвин и Троицу исповедовал..
toshaleb
Feb. 8th, 2011 07:37 am (UTC)
Мне этот пример со Сталиным показался как раз-таки удачным (см. самый нижний большой комментарий к этой записи), но оказалось это привлекло повышенное внимание к моему посту. Может, это и к лучшему! )))
koza_skripa4ka
Feb. 7th, 2011 07:26 pm (UTC)
Антон, я смотрю, на Вас все набросились)
Вы не расстраивайтесь - все правильно написали.
А Сталина -в пень))
toshaleb
Feb. 8th, 2011 07:38 am (UTC)
Что Вы, все высказались очень корректно, никаких обид. Зато пост пропиарили... )))
(no subject) - koza_skripa4ka - Feb. 8th, 2011 09:05 am (UTC) - Expand
orhidea777
Feb. 7th, 2011 08:57 pm (UTC)
Кальвин ,всё таки , больше известен своей ложной теорией о предопределении. У меня с этим и ассоциируется кальвинизм.
moiglagol
Feb. 8th, 2011 09:19 am (UTC)
а это случаем не о вас пишет toshaleb? ну, в смысле это не вы записали кальвина в "не рожденные свыше"?
(no subject) - orhidea777 - Feb. 8th, 2011 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 8th, 2011 10:48 am (UTC) - Expand
она такая же ложная - kindergod - Feb. 8th, 2011 09:35 am (UTC) - Expand
alex_pro_1
Feb. 8th, 2011 05:52 am (UTC)
Спасибо за ссылку! :-)
toshaleb
Feb. 8th, 2011 07:39 am (UTC)
Слава Богу! Ты по сути согласен?
(no subject) - alex_pro_1 - Feb. 8th, 2011 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 8th, 2011 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_pro_1 - Feb. 8th, 2011 01:56 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 116 comments — Leave a comment )

Profile

препод
toshaleb
toshaleb

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel