toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

О национальном покаянии

На первый взгляд сама мысль о национальном покаянии так отличается от пресловутого английского самодовольства, что христиан, естественно, влечет к ней. Особенно привлекает она множество старшекурсников и молодых священников, охотно верящих, что наша страна разделяет с другими странами бремя вины за военные беды, а сами они разделяют это бремя с ней. Как и в чем они его разделяют, мне не совсем понятно. Почти все они были детьми в ту пору, когда Англия принимала решения, ставшие причиной нынешних наших несчастий. Наверное, они каются в том, чего не совершали. <...>

Главная прелесть национального покаяния в том, что оно дает возможность не каяться в собственных грехах, что тяжко и накладно, а ругать других. <...>

Я не говорю, что каяться Англии не надо или не надо прощать врагов. Суд без милости не оказавшему милости. Но нынешним молодым нужно бы покаяться в нынешнем отсутствии милости, в грехах их возраста и круга — в презрении к необразованным, в недобром взгляде на жизнь, в злоречии, в самодовольстве, в нарушении пятой заповеди. О таких грехах я от них ничего не слышал и, пока не услышу, буду считать, что милость их к врагам Англии стоит немногого. Ибо не милующий обывателя, которого видит, как может миловать диктатора, которого не видел?

Что же, Церковь не должна призывать к национальному покаянию? Нет, должна. Но дело это — как и многие другие — под силу лишь тем, кому оно нелегко. Мы знаем, что человек призван во имя Бога возненавидеть мать. Когда христианин предпочитает Бога собственной матери, это ужасно, но возвышенно — однако только в том случае, если он хороший сын и духовное рвение возобладало в нем над сильным естественным чувством. Если же он хоть в какой-то степени рад с ней поссориться, если он думает, что возвысился над естественным, в то время как он опустился до противоестественного — это гнусно, и больше ничего. Трудные повеления Господни — для тех, кому они трудны.


Дерзну немного дополнить размышления Льюиса. С точки зрения Нового Завета, "национального покаяния" вообще нет. Есть покаяние личное - за свой собственный грех. И покаянию обязательно сопутствует рождение от Духа Святого, присоединение к Телу, усыновление, оправдание. Недаром Христос приводит Свой замечательный образ узких врат - в них можно войти только сняв поклажу греха и только одному. Экклесия - это собрание, но стать частью Церкви можно только лично. И Церковь, согласно книге Откровение, может и должна каяться, если отступила от Господа. Но под покаянием опять же, подразумевается глубокое личное изменение - и прежде всего, в руководстве общинами.

Здесь сразу скажут - а как же плачущий Иеремия, который ходатайствовал за народ Израильский, исповедуя его грехи, отождествляя себя с ним? Как же пророки, которые постоянно стенают - "согрешили МЫ", "отступили МЫ"? (например, Ездр.9:10, Ис.59:13,Дан.9:5)? Пророки, безусловно, взваливали на себя грух ответственности, потому что народ Израильский находился в особом Завете с Богом. Современные же земные царства с Богом особого завета не имеют, сооветственно, и отступить от него не могут. Мир, как написано, лежит во зле и движется к своему концу - мы можем задержать процесс разложения, но не отменить его.

Однако, даже если мы рассмотрим ветхозаветные примеры национального покаяния, то увидим их зыбкость, недолговечность. Первое поколение Израиля после великого пробуждения при Исходе - погибает в пустыне за неверие. Обращение Израиля к Богу во времена Судей сменяется периодом идолопоклонства и порабощения. Век царств при благочестивых Давиде и Соломоне - гражданской войной, а затем и Вавилонским пленом. Даже после возвращения из плена, восстановления стен Иерусалима, торжественной клятве соблюдать закон и быть послушным Богу - народ вскоре впадает по сути в те же грехи, которые были и до этого. Все потому, что верные Господу даже в Божьем народе всегда составляли меньшинство. А сердце человеческое, даже при внешнем поклонении, может далеко отстоять от Бога.

За последнее время я вижу много воззваний нашему народу "покаяться" - по принципу коллективной ответственности (см. Иез. 18:1-9). При этом часто духовное покаяние подменяется покаянием гражданским - за грехи прошлых и нынешних правителей, за чью-то политику и т.д. И мне очень сложно понять - что такое "покаяние народа", особенно если отвлечься от высокопарных фраз, повторяемых на конференциях, семинарах, в публикациях и проч. Пробуждение - это ясно и желательно, речь идет о возрождении интереса к духовному, обращению многих ко Христу. Но покаяние всего народа - возможно ли оно? Вряд ли. Христианам бы подчас хоть одну душу ко Христу обратить, а тут - "покаяние всего народа". Веет каким-то чрезмерным пафосом.

Нужно ли "народу" (читай, властям) приносить извинения и выплачивать компенсации в пользу пострадавишх? При определенных условиях - конечно нужно. Нужно ли христианам видеть в этом "покаяние народа"? Нет, поскольку истинное покаяние - оно всегда перед Богом в личном грехе. Должны ли христиане брать ответственность за своей народ? Да, но эта ответственность не предполагает ложной вины за грехи властей или соотечественников. Это ответственность самому быть законопослушным гражданином, достойным христианином, любящим ближних. И когда таких людей станет больше, изменится что-то и в обществе.
Tags: дискуссии, политика, проповедь, служение, цитата
Subscribe

Posts from This Journal “дискуссии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments