toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

В продолжение темы о христианском единстве...

Начало

Состоялась встреча Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси, по итогам которой была подписана совместная декларация. Реакция на это событие была разной - кто-то увидел здесь "хитрый план Кремля", "руку Запада", "желания выйти из изоляции", "экуменизм" и прочие политизированные домыслы. Другие (как я, например) - порадовались редкой очной беседе предстоятелей двух многочисленных, а значит и авторитетных в мире, христианских деноминаций. При этом, что важно, ни организационного слияния, ни отказа от идентичности не случилось - каждый остался при своих богословских позициях. Были сделаны объединяющие стороны заявления - о миротворчестве в конфликтах, преследованиях христиан, институте семьи. Что, конечно же, само по себе очень хорошо - какими бы официозными подобные встречи ни казались кому-то, их отсутствие свидетельствовало бы о нежелании договариваться, равнодушии, а то и открытой вражде.

Хотя есть и третья позиция - неприятие подобных встреч по чисто богословским соображениям. Например, есть точка зрения, что евангельским христианам и протестантам в целом вообще должно быть все равно - мол, католики и православные все равно идеям Реформации противятся, а значит и Евангелие у них поврежденное. С последним тезисом я, кстати, сильно не спорю - будучи протестантом, и так понятно на чьей я стороне. :) Но значит ли это, что мы вычеркиваем многомиллионные конфессии из числа христиан?

В многочисленных беседах с православными я убедился, что у нас не только разная сотериология, но и разное восприятие одних и тех же терминов - "благодать", "искупление", "спасение" и т.д. При этом разное восприятие часто является следствием невежества о реальном учении друг друга. Ведь что делает среднестатистический евангельский христианин, когда хочет узнать о православии? А православный - о протестантах? Мало кто обращается к первоисточникам, догматике, официальной позиции церквей, сведущим людям. Или обращаемся к книжкам, или к Интернету, или к слухам ("а бабушки в церкви говорят")...

Хотя спору нет - учение о спасении различно. Но Кто спасает нас? Неужели учение о спасении? Тогда спаслись бы только профессора семинарий, причем "правильных" течений. :) Но слава Богу, что спасает все-таки Сам Господь. Да, Он предусмотрел для этого Евангелие, поставил веру в него как условие. Но мы как-то немного забываем, что Евангелие - это прежде всего, Сам Христос. Не постановления Соборов, принципы Реформации, катехизисы - они описывают, утверждают, но не заменяют Самого Бога и спасения в Нем.

Поэтому можно не соглашаться в терминах, формулировках. Можно быть в разных церковных организациях. Можно считать, что та или иная практика, учение, традиция представляет духовную опасность. Но судить о спасении, посмертной участи, принадлежности к Церкви мы должны крайне осторожно. Потому что всегда есть вероятность оказаться в роли одинокого верующего на небесах из "христианского анекдота" - мол, он и там будет несчастен, потому что думает, что в Царстве Небесном только он один.
Tags: богословие, дискуссии, служение
Subscribe

Posts from This Journal “богословие” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments