?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мнение

 Все-таки право Писание, когда говорит, что лучшая (возможен вариант перевода как "большая") пора жизни - это труд и болезнь (Пс. 89:10)! Когда лежишь дома, никуда не выходишь, есть больше времени на молитву, изучение Библии и различных материалов, общение... 

Вчера осилил-таки кальвинистко-арминианский видеодиспут. Плюс прослушал любезно предоставленные Генрихом аудиоматериалы с братского общения в церкви "Слово благодати" (кому интересно, могу ссылки кинуть в личку). Не буду делиться всеми мыслями, оценками и наблюдениями, просто хочу сформулировать несколько принципов и выводов, которые я взял для себя.

Во-первых, мне кажется ненужным чрезмерное использование сложных богословских терминов в церковном контексте. Интересно наблюдать, когда некоторые верующие в проповедях и личных беседах начинают рассуждать и ожесточенно спорить о таких сложных и неоднозначных богословских понятиях как "кальвинизм", "арминианство", "пелагианство", "фундаментализм", "либерализм" и проч. При этом подавляющее большинство не читало ни сколько-нибудь серьезных исследований по вопросу, ни первоисточников, а ограничивается какими-то непонятными статьями, где позиция оппонента представляется как "проповедь другого Христа", "ересь", "отступничество" и так далее.

Во-вторых, богословские системы имеют свои ограничения. В частности, те же пять пунктов кальвинизма (часто передаваемые аббревиатурой TULIP) и Ремонстрации, требуют пространного  объяснения и множества оговорок. Тем более, каждую из этих схем надо рассматривать в контексте времени, вопросов стоявших тогда перед Церковью. Но опять же, находятся братья, которые берутся судить о богословских взглядах (а часто и духовности!) того или иного служителя по приверженности его к артикулам Дортского синода XVII в.! Тут я соглашусь с позицией Алексея Коломийцева, который считает важным обсуждение различных позиций именно с библейской точкой зрения.

В-третьих, представляется важным договориться об определении понятий и точности формулировок. Например, что мы имеем ввиду, когда говорим о свободной воле? Об осознанном принятии решений и 100% ответственности - да и аминь! Если же о свободе выбора в следовании за Христом - здесь все несколько сложнее. Воля человека (наряду с разумом и чувствами) порабощена его греховной природой (Рим. 3:10-19), и неспособна сама выбрать что-то доброе (Рим. 7:18). Как же человек тогда спасается, если он мертв по преступлениям и грехам? Написано, что никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12:3). Это один из примеров, когда простые вроде бы вещи требуют уточнений и дополнительных разъяснений.

В-четвертых, я все больше убеждаюсь, что разум Божий неисследим (Ис. 40:28) и нам в полноте неведомы Его пути (Втор. 29:29). При всем своем совершенстве Писание, открывающее нам все достаточное для спасения, жизни и благочестия (2 Пет. 1:3) не может вместить всей Божьей мудрости, даже не все чудеса Христа описаны в Евангелиях (Ин. 21:25). Что уж говорить про многочисленные парадоксы Библии - Богочеловечность, соотношение Божественных атрибутов, абсолютное всевластие Бога и ответственность человека. Часто нам не хватает смирения просто остановиться в наших размышлениях и воскликнуть вместе с апостолом Павлом: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11:33-34). Склонность все систематизировать и упрощать в данном случае может сыграть с нами злую шутку.

В-пятых, мудрые созидают - безумные разрушают. Это касается и разделений, и наших оценок, и дискуссий. Отстаивая свою точку зрения, мы часто забываем о важном библейском принципе, описанном в первой главе послания Иакова. Прежде всего, автор послания дает наставление, что всякий должен быть скор на слышание - иметь желание прислушиваться (совсем не обязательно соглашаясь) к другой позиции, понимать иные точки зрения. Затем, зрелые христиане медлены на слова, они смиренно и молитвенно подходят к общению, точны в оценках и высказываниях. Наконец, гнев наш и эмоциональные суждения, не ведущие к созиданию душ, не творят правды Божьей. Писание, таким образом, призывает нас к осторожности и мудрости в вопросах, по которым присутствуют несогласия.

И напоследок. К сожалению, многие видят проблемы нашего братства в таком ключе (картинка кликабельна):



Но как мне кажется, подобная постановка вопроса уводит нас от реальной картины. Настоящий водораздел проходит не по линии "кальвинизм/арминианство". Вижу, что в размышлениях о баптисткой идентичности акцент все больше делается на традицию, внебиблейские историко-культурные предпосылки для толкования. При этом преуменьшается транскультурность и вневременной характер Божьего Откровения. Некоторыми (в том числе и выпускниками семинарий!) Библия объявляется чуть ли не заложником (!) многочисленных интерпретаций и толкований читателей. Честно говоря, это вызывает гораздо больше беспокойства, чем пресловутое "безусловное избрание". Такими темпами мы постепенно придем к самому худшему варианту либерализма. 

Баптисты - это не Песнь Возрождения и покрывала на голову. Баптисты - это не три проповеди или устоявшийся за десятилетия ход богослужения. Баптисты - это не "мнение братства". Баптисты - это прежде всего приверженность Писанию, твердое упование на абсолютный авторитет и непогрешимость Слова. Об этом говорит и первый принцип ЕХБ: Священное Писание единственное правило и руководство во всех вопросах веры и жизни. В этом наша сила и наша идентичность. 

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
toshaleb
Feb. 20th, 2011 01:08 pm (UTC)
Спасибо!
Если не ошибаюсь, Вы как-то писали свои наблюдения по проблеме спора кальвинизма/арминианства. Не могли бы сюда выложить ссылочку? Был бы очень благодарен.
(Deleted comment)
(no subject) - nickola2 - Feb. 20th, 2011 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 20th, 2011 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nickola2 - Feb. 20th, 2011 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 20th, 2011 07:47 pm (UTC) - Expand
alex_pro_1
Feb. 20th, 2011 02:17 pm (UTC)
Спасибо за интересные размышления!
PS. Только почему-то на картинке арминианин с Библией идет, а кальвинист -- с томиком Кальвина. Непорядок! :-)
nickola2
Feb. 20th, 2011 03:20 pm (UTC)

Вероятно потому, что автором иллюстрации является арминианин-фундаменталист. отсюда очевиден его "мессидж": арминианство - здравое учение, основанное на Писании, тогда как кальвинизм - напротив, обусловлен некими человеческими преданиями/заблуждениями. Вполне логичный образ мышления, проистекающий из тезиса о понятности Писания самого по себе любому искреннему верующему.
(no subject) - alex_pro_1 - Feb. 20th, 2011 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nickola2 - Feb. 20th, 2011 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_pro_1 - Feb. 20th, 2011 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nickola2 - Feb. 20th, 2011 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 20th, 2011 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nickola2 - Feb. 20th, 2011 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 20th, 2011 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nickola2 - Feb. 20th, 2011 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 20th, 2011 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toshaleb - Feb. 20th, 2011 05:44 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
toshaleb
Feb. 20th, 2011 06:01 pm (UTC)
К риторике Николы надо привыкнуть. С его точки зрения все евангельские христиане вообще вне Церкви (и соответственно вне спасения), т.к. не принадлежат к единственно верной равноапостольной церкви. Никакие аргументы (исторические или библейские) им не принимаются.
(Deleted comment)
nickola2
Feb. 20th, 2011 07:10 pm (UTC)

См. внимательно предмет нашего с Алексеем обсуждения. Наличие/отсутствие конфликтов в ПЦ или у кого бы то ни было, здесь совершенно ни при чем.
Генрих Андрюшин
Feb. 20th, 2011 06:46 pm (UTC)
Спасибо, за размышления. Я примерно так же думаю. Нам (уж мне точно) нужно учиться разъяснять Писание на прибегая к избитой терминологии. Есть одна досадная весчь - оппоненты создают образ, который приходится долго разбивать, мол я не тот, кого вы себе рисуете %( В определенных кругах (ну очень узких) нормально употреблять неценз... выражения типа кальвинист, фундаменталист и т.п., но будет разумно полностью их избегать. Я разделяю в этом случае позицию А.Коломийцева.

Ну а послание Иакова нужно каждому проповеднику перед сном перечитывать..., ну чтобы не забыть ;)
vennlig
Feb. 20th, 2011 08:05 pm (UTC)
будет разумно полностью их избегать
Не все так гладко, есть риск быть уличенным в "просто христианстве"..
uriy_sim
Feb. 20th, 2011 08:24 pm (UTC)
В статье правильно написано. В основном споры происходят не из желания познать истину, а из-за недостаточной зрелости христиан, недостаточности их знаний. Отсюда и ожесточённо взаимоисключающие доказательства.

Может некоторые христиане уходят от простоты во Христе?
kindergod
Feb. 21st, 2011 11:20 am (UTC)
5+

и по статье и комменту

причем проблема древняя

все расколы по сути имели в корнях

или тупо политику и власть

или Склонность все систематизировать и упрощать + пятый пункт
Re: 5+ - uriy_sim - Feb. 21st, 2011 03:01 pm (UTC) - Expand
Re: 5+ - toshaleb - Feb. 21st, 2011 03:50 pm (UTC) - Expand
kindergod
Feb. 21st, 2011 01:09 pm (UTC)
кстати

всетаки - насчет лучшей поры - перевод таки очень очень неудачный - там не то что возможен - похоже вообще никогда не было слова "лучшая"

Дни лет наших - семьдесят лет, а если сильны - восемьдесят лет, и надменность их - суета и ложь, ибо быстро мелькают они, и умираем мы. (Tanah Пс.90:10)
toshaleb
Feb. 21st, 2011 03:46 pm (UTC)
Re: кстати
То есть в оригинале нет слово "лучшая" вообще? Я как-то в подстрочник смотрел какой-то, видел, что слово может переводится в т.ч. и как большая.
Впрочем, могу и ошибаться, ибо не специалист.
dwalger
Feb. 22nd, 2011 11:55 am (UTC)
 0[yXă5A a#vg%hи Ui09hy(ڌdEXNu'}j^+S3Rd
Это нужно же иметь такую выдержку и понимание Слова, учитывай прошлые унижения и нападки, чтоб ТАК отвечать и даже нормализовать атмосферу общения при начальной открытой враждебности (им даже самими стало стыдно в один момент, когда эта враждебность просто выплеснулась наружу...) со стороны арминиан.

Хочется конечно и видео просмотреть, так как мимика говорит половину того, что сказано словами.

Edited at 2011-02-22 11:56 am (UTC)
toshaleb
Feb. 22nd, 2011 12:30 pm (UTC)
Re: аудиоматериалы с братского общения в церкви "Слово б
Не хочется опять все сводить к обсуждению личностей и кальвинизма/арминианства.
Но ответы Коломийцева мне показались гораздо более сдержанными и мудрыми. Тем более он, в отличие от другой стороны, гораздо лучше знает точку зрения своих оппонентов на богословские вопросы.
( 41 comments — Leave a comment )

Profile

препод
toshaleb
toshaleb

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel