toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

Смерть и жизнь, образы и реальность

Задают вопрос - как может мертвый по преступлениям и грехам человек ожить, и зачем к мертвому обращается Писание как к живому, побуждая уверовать во Христа? Значит мертвый не вполне мертв?

Бог, непостижимый в Своей Сущности, все же открывает Себя грешному ограниченному человеку. Делает Он это через библейские образы - "Отец", "Сын", "Дух". Христос, являясь Сам образом (греч. иконой) Бога живого, говорит притчами (с "заквасками", "виноградниками", "работниками", "девами", "сеятелями", "семенами" и проч.), называет Себя Лозой, Пастырем, Светом миру, Хлебом Жизни... Верующие именуются то "рабами", то "друзьями", то "сынами", то "святыми", то "избранными", то "вызванными из мира" (экклесией, Церковью). И наконец, греховное состояние падшего человечества названо "сном", "смертью", "болезнью", "проказой".

То есть мы имеем дело с образами, с описанием реальности, которая полному описанию не поддается по определению. Так было с Иезекилем и Иоанном Богословом, через знакомые читателю объекты они описывали априори неописуемое видение славы Божьей и Царства Небесного - вращающиеся колеса, драгоценные камни, ярий свет и городские стены, мощеные золотом улицы и необычные ангельские существа, подобные животным. Равно и духовные реалии - они не принадлежат этому миру, поэтому раскрыть их можно только через иллюстрации.

Соответственно, образы имеют свои ограничения, определяемые Писанием. Например, образ мертвого по преступлениям и грехам неверующего человека предполагает неспособность к самостоятельному спасению, необходимость действия Бога, который Един может оживотворить со Христом, нужду в благодати. Но образ сей вовсе не означает, что неверующий не имеет способности к чувствам, разуму, рассуждению и даже определенному поиску сверхъестественного! Вспоминается известная фраза Ж. П. Сартра: "у человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее чем может". То есть отпав от Бога, человек все же как-то по-своему ищет Его. И что-то "высшее" таки находит - в удовольствиях, философиях мира, лжерелигиях, карьере и проч.

Но что толку в этих поисках, если нет протянутой к нам Божьей руки? Человек мертв именно в том смысле, что ему нужно нечто большее, чем простое интеллектуальное согласие с истиной во Христе и стремление самому спастись. Ему нужно воскресение, новое рождение, новая природа, новая жизнь, "совоскреснуть со Христом". И это вновь - прекрасный образ, который показывает как мы далеки от Бога, как смерть от жизни, как камень от плоти, как восток от запада.

Зачем же обращаться к мертвому человеку через Писание, проповедников, обстоятельства? Так все это и есть Божьи инструменты по оживлению, воскресению, "реанимации" нашего внутреннего человека! А значит, Бог не ломает нас через колено, не желает обращения против воли, не хочет действовать "вне нас" (без нашего покаяния и обращения) в спасении и освящении. Несмотря на всю глубину падения и духовной мертвости, Он уважительно (!) и с любовью обращается к нам как к личностям, способным на размышление, чувства, волевые решения. И одновременно проводит таинственную работу Своей благодати в сердцах наших.

Пусть этот труд совершится во всех нас в завтрашний воскресный день!  
Tags: богословие, дискуссии, проповедь, служение
Subscribe

Posts from This Journal “служение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments