?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Полнота взаимоотношений культуры (в широком смысле, как совокупного продукта – материального и нематериального – человеческой деятельности) и христианства очень трудно поддается описанию. Связано это с широтой этих двух рассматриваемых явлений, особенно это касается культуры, которая несет на себе отпечаток как Божественного образа, так и человеческой греховности, как возвышенных небесных чувств, так и самых низменных глубин сознания. Попыток как-то классифицировать основные концепции взаимоотношения христианства и культуры было предпринято немало. Лично мне близка типология Ричарда Нибура, где автор выделяет несколько видов таких отношений: «Христос против культуры», «Христос – часть культуры», «Христос – над культурой», «Христос преобразует культуру» и другие.

Очевидно, что каждая из перечисленных концепций заслуживает внимания и ставит немало вопросов. Как Христос может быть против культуры, если Сам Он разговаривал на определенном языке и жил в конкретном культурно-историческом контексте? С другой стороны, как христиане могут избегать греха (так или иначе присутствующего в культуре), при этом являясь ясно читаемым письмом Христовым? Нужно ли церкви создавать собственную культуру, максимально отличную от окружающего мира, или необходимо во всем уподобиться современным веяниям? Как наше отношение к действительности может преобразовать мир?

Оставив пока эти вопросы без ответа, зададимся еще одним – собственно говоря, что на что влияет? «Христос на культуру, - скажут хором верующие, - ну или, по крайней мере, так должно быть». Но так ли это на практике? Думаю, речь идет о взаимопроникновении, я бы даже сказал симбиозе. И это проявляется не только на современном этапе истории Церкви, но и было явно даже в Ветхом Завете. Господь дает народу Своему завет и священство, обряд и место поклонения, жертвы и праздники. При этом сами по себе эти явления не были уникальными среди окружающих Израиль народов, которые должны были созерцать Божью славу – Господь обращался к людям и устанавливал систему поклонения, снисходя к нашей слабости, забывчивости, непониманию. В конце концов, Иисус Христос стал Человеком, а значит в Своей человеческой природе воспринял и культурное начало, будучи взращен и воспитан в определенной местности родителями и сверстниками, которые, как ни крути, также являлись носителями определенной культуры. Богу было угодно, чтобы Спаситель и Мессия пришел именно через определенный народ в определенный момент, когда «настала полнота времени». А значит, Бог использует все средства, все Свое творения, все нужные культурные и исторические элементы, чтобы совершился предвечный замысел спасения. Так что прежде чем сказать, что культура (не путать с греховным миром – похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской) никак не должна влиять на веру, задумаемся – не поспешны ли наши выводы? Ведь никто из нас не может быть свободен от культуры, и даже Новый Иерусалим и Царство Небесное во всем свое великолепии – место со своей культурой, куда ходящие во свете народы приносят славу, приумножая ее в вечности.

Так что в идеале должен быть двухсторонний процесс. Когда в том числе посредством угодной Богу культуры мы возносимся к небесам. А оттуда приносим частичку небесного в наш мир, выражая Господни совершенства… опять же, через культуру. Но уже преображенную, сияющую новыми красками Божьей красоты.

Специально для сайта миссии "Возвращение к Богу"

Posts from This Journal by “дискуссии” Tag

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
lilijapristrom
Jun. 5th, 2016 05:32 pm (UTC)

"В конце концов, Иисус Христос стал Человеком, а значит в Своей человеческой природе воспринял и культурное начало, будучи взращен и воспитан в определенной местности родителями и сверстниками, которые, как ни крути, также являлись носителями определенной культуры."

Т.е. по-Вашему, Христос в определенной степени стал заложником той культуры, в которой Ему суждено было родиться? И это обстоятельство (следовательно) неизбежно наложило отпечаток на ту Благую Весть свыше от Бога, которую Ему предстояло открыть человечеству...
Не завышена ли роль культуры в земной духовной жизни и Христа, и Его последователей?
Не пробовали Вы в парадигме "духовный", "душевный", "плотской" - именно "душевное" соотносить с тем комплексом явлений человеческой жизни, которые мы объединяем в понятие культуры?
Не видите ли Вы здесь опасности в подмене понятий "духовный" и "культурный" и наоборот?
toshaleb
Jun. 5th, 2016 05:40 pm (UTC)
Нет, Христос не был заложником, но так было Богу угодно, чтобы Спаситель пришел в определенный историко-культурный момент. Благая Весть всегда возвещается в контексте культуры, на языке культуры - что сейчас, что тогда. Однако, Евангелие, конечно же, выше культуры - оно исходит от Бога.

Что касается того, что вся культура - душевна, а не духовна, то это отдельный сложный вопрос о соотношении понятий "дух" и "душа". Я воспринимаю эти слова как по большей части взаимозаменяемые, поэтому сказать, что вся культура душевна (а не духовна) не могу. Скорее я воспринимаю культуру как часть общего откровения, которое неточно, не всегда явно, не полно, но все же может и должно передавать Божьи совершенства.

Опасность в подмене понятий есть. Как и опасность совсем отделить культуру от веры.
lilijapristrom
Jun. 5th, 2016 05:58 pm (UTC)
Спасибо.
shtunda
Jun. 6th, 2016 03:14 pm (UTC)
Гы.
Особенно, эсЪле не зобэвать, шо сопЪственно тэрЪменЪ - произЪводЪной перЪвого порядЪку отЪ слова культЪ и - эсть...
(Anonymous)
Jun. 6th, 2016 10:04 pm (UTC)
Не могу согласиться на "двухсторонний процесс".
Понятно, что культура богоугодна в смысле, что это примерно такая же сост.часть венца творения, как и наша физическая жизнь.
Но Христос в теле не в полной мере жил стандартной человеческой жизнью, потому, наверное, и культура была и есть ближе к нейтральному фону в деле спасения, а не активный фактор. Евангелие часто идет в разрез с культурным (тут и традиции) или логическим устройством жизни - и получается "для иудеев – соблазн, для еллинов – безумие" - о чем как раз вспоминали в предыдущем посте.
toshaleb
Jun. 8th, 2016 11:35 am (UTC)
Да, Евангелие - часто контр-культурно, при этом являясь в том числе и составной частью мировой культуры. Такой вот парадокс. Что до "активного фактора в деле спасения", то Божественную Весть невозможно отделить от языка, на котором она провозглашается. А язык - это тоже элемент культуры.
(Anonymous)
Jun. 8th, 2016 03:50 pm (UTC)
Язык - пассивный фактор, или инструмент.
В подтверждение мысли об отсутствия "взаимности" приведу пример спасения представителей народов с минимальной культурой. И еще, если уж говорить , как будет ТАМ, то все будет иначе, даже взаимоотношение полов исчезнет - со слов Христа.
toshaleb
Jun. 8th, 2016 05:02 pm (UTC)
Ну, я и не говорю, что культуры разных народов как-то изменяют Благую Весть. Однако, можно сказать, что вера - это новая культура: новая песнь, новое мышление, новые поступки, новые плоды, новые слова. То же касается и Царства Небесного. И это новая культура преобразует реальность - по крайней мере, должна.
(Anonymous)
Jun. 8th, 2016 05:30 pm (UTC)
Христианская культура - да, просто культура - форма общественной жизни. А должна быть не культурой, а вообще самой реальностью - только иной.
toshaleb
Jun. 8th, 2016 05:32 pm (UTC)
Если под культурой понимать просто обычаи, традиции - тогда да. Но культура - понятие несравнимо более широкое. Но это, наверное, уже вопрос специального исследования, а не комментариев в соцсетях.
(Anonymous)
Jun. 8th, 2016 05:40 pm (UTC)
Определение - что есть культура - да, не такое уж и простое, но спасение - дело другого порядка, дело жизни и смерти, дело личное, между мной и Богом. Потому все общественное не так важно здесь, ну и так далее...
toshaleb
Jun. 8th, 2016 05:51 pm (UTC)
Культура сама по себе никого не спасает - спасает Сам Господь посредством Своего Евангелия. Однако, культура влияет на обстоятельства спасения - может мешать, а может и способствовать. Ведь есть и внутрицерковная культура, и общественная и т.д.
(Anonymous)
Jun. 8th, 2016 05:58 pm (UTC)
Это так кажется - что может мешать или способствовать )
Внутрицерковная культура хорошо когда не мешает ))
(Anonymous)
Jun. 8th, 2016 08:58 pm (UTC)
Прочитал. Осмысливаю...
?Мои мысли пошли вот в этом направлении, почему-то.

Лев.23:2 Вот праздники Мои:
Ам.5:21 Ненавижу, отвергаю праздники ваши

vasylprima
( 14 comments — Leave a comment )