?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тема церковного размежевания (равно как и христианского единства) сложна, насущна и болезненна как для отдельных верующих, так и для целых общин. В нашей стране есть тенденция к умножению христианских Союзов, Объединений и Миссий, но очень сложно идет процесс интеграции или хотя бы сотрудничества. Печально, но в некоторых случаях отношения с инославными церквями города даже лучше и продуктивнее, чем с родственными общинами, собирающимися на соседней улице.

Конечно же, первопричиной подобной ситуации является история и сама природа протестантизма – размежевание, поляризация (главное, не так, как у католиков), отделение, неприятие обязательной для всех церковной структуры. И тут протестантов не нужно судить – во-первых, Католическая Церковь сама признала многие свои действия неверными и отменила анафемы на протестантов (по крайней мере, формально и декларативно). Во-вторых, протестантизм и евангельское христианство доказало свою жизнеспособность через влияние на уклад жизни разных стран и множество обращенных к Богу. Вспоминаются слова учителя Апостола Павла Гамалиила – «если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38-39).

Тем не менее, дух сепаратизма витает над евангельскими церквями. И дело здесь, разумеется, не только в истории. Причины вполне банальны:

Во-первых, это неумение строить отношения. Само слово «строить» указывает на осторожность (неверный расчет или действие при строительстве может привести к обрушению всего здания!), постепенность, терпение, труд. Однако, в общении с инакомыслящими мы часто ведем себя как слон в посудной лавке – с категоричностью, невежеством, отсутствием снисхождения, понимания, такта. Слова «дипломатия» и «толерантность» чаще всего воспринимаются как ругательные, связанные с политикой или грехом. Немудрено, что большинство разделений происходит вовсе не на богословской почве, а из-за элементарного неумения слушать друг друга, что постепенно и приводит к печальному итогу.

Вторая причина – неумение прощать. Есть немало случаев, когда «отпущенные с миром» и «отпускающие» напоказ улыбаются, обнимаются и расходятся, а затем прерывают всякое общение, продолжая в сердце осуждать или даже выплескивать свои чувства в соцсети. Багаж непрощенных обид и несостоявшихся разговоров по душам тянется долгие годы, разрушая веру и церкви.

Наконец, в-третьих – неумение видеть главное. И здесь в полный рост встает неверное понимание единства – как абсолютного согласия по всем вопросам. Ни члены общин, ни их руководство часто не способны видеть единство в разнообразии, иметь терпение, не ждать быстрых перемен. Церковь «варится в собственном соку» и не направлена на Божий труд в мире – именно из-за отсутствия общей цели постепенно отпадает надобность и в совместном пребывании.

Последствия разделений часто весьма печальны – это и самоизоляция, и сектантство со странными учениями и собственной исключительностью, и постепенное угасание духовной жизни. Застаревшие проблемы переносятся на иное место и дают похожие всходы – дальнейшие разделения не заставят себя долго ждать. Количество общин увеличивается, но не растет число верующих.

Не поймите меня неправильно, я вовсе не призываю всем христианам объединиться в некую квази-единую религиозную организацию или отбросить богословские убеждения. Очень хорошо, когда Бог отделяет кого-то от церкви на служение, как Он это в свое время сделал с Савлом и Варнавой (что, впрочем, произошло с одобрения собрания – Деян. 13:2-3). Просто прошу задуматься – не прикрываю ли я «волей Божьей» свое неумение строить отношения, прощать и видеть главное? Не вижу ли я в отделении выход, в то время как должен искать проблему в себе самом?

Специально для сайта миссии "Возвращение к Богу"

Posts from This Journal by “проповедь” Tag

  • Тайна воскресения (1 Кор. 15:42-49) Конспект проповеди

    Для описания воскресения Апостол Павел пользуется образом семени - однажды оно умрет, но даст жизнь большому растению. Таким образом, воскресение -…

  • Про праведный гнев

    Обсуждается вопрос про то, может ли верующий человек испытывать гнев, который можно назвать праведным или хотя бы нейтральным. Некоторые христиане…

  • ВЕРА ВОПРЕКИ (ЕВР. 11:23-31) Конспект проповеди

    Настоящая вера идет вопреки (подобно лососю, спешащему против течения на нерест) миру, замыслам лукавого, человеческой плоти. Вера, несмотря…

  • ТРИУМФ ВЕРЫ (ЕВР. 11:7-16) Конспект проповеди

    11-я глава послания Евреям повествует о том, как вера проявлялась в жизни библейских героев. В этот раз поговорим о трех из них – Ное,…

  • Война и мир

    Сегодняшний праздник – День Защитника Отечества – разумеется, давно уже не просто День Армии. Это праздник и мирных…

  • Действие Божье и малое средство

    Сейчас редактирую перевод одной интересной книги о страхе перед Словом Божьим. Так вот, автор очень верно подметил, что когда действует Бог, то даже…

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
lilijapristrom
Aug. 20th, 2016 05:22 am (UTC)
Упс!.. Ооочень решительно и прямолинейно, даже дерзновенно...)
Наболело? :(

Edited at 2016-08-20 09:43 pm (UTC)
toshaleb
Aug. 21st, 2016 03:39 pm (UTC)
Да везде наболело, не только у меня :)
lilijapristrom
Aug. 22nd, 2016 05:37 pm (UTC)
На своем христианском веку довелось увидеть внутрицерковный раскол. Это было первое духовное потрясение... со знаком минус... Слава Богу - сегодня это примиренные церкви и люди. Но вспоминать об этом всегда больно. Поэтому всецело поддерживаю мысль о том, что делиться церкви должны только на миролюбивой основе с целью расширения служения.
Как там у псалмопевца: "Как хорошо и приятно жить братьям вместе!" Это, пожалуй, по-библейски. А если не хорошо вместе..? Стало быть и не братья?..


Edited at 2016-08-23 03:41 am (UTC)
toshaleb
Aug. 23rd, 2016 08:35 am (UTC)
Братья, только плотские. А в это состояние можем впасть все мы, если бодрствовать не будем
(Anonymous)
Aug. 20th, 2016 01:21 pm (UTC)
Сложнейшие вопросы! Петр в Антиохии с присланными от Иакова и Павлом и то не могли разобраться, у меня часто ума своего и опыта не хватает - как без лицемерия в некоторых ситуациях общаться, только на Божье водительство и опираюсь напрямую.
(Anonymous)
Aug. 21st, 2016 07:43 pm (UTC)
Например - что делать, как общаться, учитывая их практику, которая в голове не укладывается - с православными и католиками - в душе считаешь их древними большими сектами )) но ведь там есть чистые сердцем люди, там были Франциск Ассизский и Серафим Саровский и т.п? Берешь харизматов-пятидесятников - ведь тоже самое. Вспоминаешь, что ЕХиБ и их почти советские Союзы - сталинская придумка - но тоже самое...
toshaleb
Aug. 23rd, 2016 08:36 am (UTC)
Это больше вопрос межконфессионального взаимодействия, а я здесь больше о расколах внутри одной церкви
(Anonymous)
Aug. 23rd, 2016 04:42 pm (UTC)
Внутри одной какой такой церкви? ))
toshaleb
Aug. 24th, 2016 02:41 pm (UTC)
Одной любой :)
(Anonymous)
Aug. 24th, 2016 03:31 pm (UTC)
Любой невидимой? )
(Anonymous)
Aug. 26th, 2016 08:24 pm (UTC)
Одно название "церковь" у поместной и вселенской может вводить в заблуждение, а может и быть ключом.
Помню, кто-то обещал написать о пользе конфессий )
toshaleb
Aug. 26th, 2016 08:27 pm (UTC)
Даст Бог, дойдем и до этой темы :)
fobor
Aug. 24th, 2016 04:52 pm (UTC)
Думаю, тут сочетание нескольких факторов. Первое, понятное дело, это менталитет, исторический опыт и все прочее. Вот не люблю рассуждений о нашей "особости" (особости в нас, как мне кажется, не больше, чем в испанцах, португальцах или румынах), но идея поговорить и договориться до существенной части наших сограждан не доходит в принципе. Дискуссия существует не для нахождения точек соприкосновения, а для того, чтобы выявить, кто свой, а кто чужой, на предмет последующего размежевания с взаимным анафематствованием. Слово "компромисс" - ругательное, определение "бескомпромиссный" - комплимент.
Принять в ходе обсуждения точку зрения оппонента даже частично - значит, "прогнуться", покрыть себя позором и утратить право на лидерство.

При этом, если в православии при всех тех же проблемах имеется здоровенная дубина - каноническое право, которую можно опустить на особо горячие головы, желающие немедленно и по любому поводу "отрясти прах и выйти из среды", то в евангельском сообществе такого инструмента нет. Православная община, вышедшая из повиновения сколь угодно дурного, безнравственного и деспотичного епископа автоматически становится раскольнической, т.е. отсекается от всякого общения с прочими и вообще, с этого момента они никто и фамилия их никак. Немногие на такое решатся, разве только от безысходности. У нас же, где двое или трое во имя Христа - там церковь, и никуда мы от этого не уйдем. Да и не надо.

Еще эффективным инструментом хранения единства были государственные преследования, когда, скажем, выход общины из-под опеки ВСЕХБ означал утрату ею даже весьма хлипкой в СССР свободы вероисповедания. Тогда даже с пятидесятниками (!) ухитрялись быть в единстве. Положение "отделенных" было незавидным, что также остужало горячие головы. А уже тех, кто умудрялся поссориться и с ВС, и с СЦ, вообще можно было только очень сильно пожалеть.

Сейчас этой дубины уже (или пока) нет. Может, через пару-тройку поколений научимся хранить единство и без дубины. Жаль только жить в эту пору прекрасную...

Edited at 2016-08-24 05:38 pm (UTC)
( 13 comments — Leave a comment )