toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

Category:

Про Мать Терезу и служение милосердия

Недавно из Рима пришла новость о причислении к лику святых женщины по имени Агнес Гондже Бояджиу (более известной во всем мире как Мать Тереза Калькуттская) - католической монахини, ставшей символом милосердия и сострадания, смирения и самопожертвования. Вклад Матери Терезы в дело милосердия и помощи, неоднократно признанный многочисленными наградами (в том числе Нобелевской премией мира), очевиден - достаточно сказать, что после ее смерти в 1997 году осталась огромная благотворительная организация, насчитывающая около 4000 миссионеров и сотни отделений во многих странах мира. Само ее имя стало нарицательным.

Надо сказать, отношение к Матери Терезе в протестантской среде неоднозначно. Есть как восторженные отзывы о ее деятельности и призывы с кафедры к следованию по ее стопам, так и критические замечания. К примеру, несколько дней назад прочитал статью The Myth Of Mother Teresa ("Миф о Матери Терезе"), где автор рассуждает о ее приверженности католическим догмам (в частности, пресуществление хлеба и вина в реальные плоть и кровь Христа), а также о ее понимании милосердия и служения. Приводится много цитат (возможно, не отражающих в полноте ее взглядов или являющихся плодом сомнений и духовных поисков), в которых Тереза Калькуттская не делает в своем служении большого акцента на христианском богословии, призывает не изменять религиозные взгляды страждущих и не проповедовать им о Христе напрямую. Она говорит о своем желании свидетельствовать о любви Божьей, уважать все религии, видеть Христа в каждом человеке.

Разумеется, такой подход к миссионерскому служению является весьма проблематичным для строго библейского, протестантского богословия. Что толку, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит? Как можно не ставить в центр нашего служения весть о спасении, которое только во Христе, только по благодати и только через веру? Не будет ли такое служение напрасным или даже вредным, дающим страждущим ложную надежду? И я бы не стал отмахиваться от этих вопросов, они вполне правомерны.

С другой стороны, мы часто впадаем в иную крайность. Послание Иакова описывает ее словами "идите с миром, грейтесь и питайтесь". Наша "правильная", "сбалансированная", "богословски точная" проповедь часто не продиктована и не сопровождается любовью к людям. В ней нет заботы, интереса, жертвы, сострадания и понимания. Присутствует лишь холодное и отстраненное начетничество, лишенное тепла, которое видели во Христа даже далекие от иудейского религиозного контекста люди. Человек воспринимается не столько как нуждающаяся в помощи личность, сколько как абстрактный "объект", которому надо быстрее "засвидетельствовать". Возможно я несколько утрирую, но как раз здесь нам может помочь пример Матери Терезы - образ, исполненный любви и милосердия.

Да, можно критиковать какие-то отдельные богословские заявления, но при этом помнить - она не богослов и не профессор реформатской семинарии. При этом никакой верующий не может быть абсолютно подобным Господу и стать для нас примером во всем. "Подражайте мне" - пишет Павел, но далее добавляет: "как я Христу". Мы же склонны судить категорично, рисовать светлые или черные образы, давать резкие оценки. И что интересно, при всех этих суждениях, мало кто может показать реальный пример четкого богословия и одновременно, жертвенной любви к людям. Возможно, именно поэтому христианство многими воспринимается как суровая и законническая религия, подавляющая свободы и не знающая снисхождения.

Специально для сайта миссии "Возвращение к Богу"
Tags: богословие, проповедь, служение
Subscribe

Posts from This Journal “служение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments