toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

Category:

Крещение - обещание или прошение? (1 Пет. 3:21)

В последнее время в связи с активизацией работы над новыми русскими переводами Библии, распространением исследований иноязычных авторов, а также уклоном в реформатские формулировки спасения, многие евангельские верующие все больше склоняются к пониманию крещения как "прошения у Бога доброй совести", а не "обещания Богу доброй совести".

Сайт biblezoom.ru дает значение слова επερώτημα (эпэрОтэма) как "вопрос, запрос, требование, обращение, обещание, обет". Вторят ему и другие словари. Хотя судя по всему, значения "обещание" и "обет" не совсем типичны и не самые распространенные, очевидно, что переводчики Синодальной Библии и Епископ Кассиан ("обязательство") не могли об этом не знать. А значит в истории Церкви данное слово понималось гораздо шире, чем просто "просьба" и "прошение". Есть также и такое вот мнение - почему все же скорее "завет" и "обет", а не просто прошение.

Но суть в том, что основная причина не в переводах и даже не в значении слов, но в богословском понимании. На этом и хотел бы немного остановиться. Доминирующим аргументом в пользу "прошения" является именно богословское утверждение - верующий не может дать Богу обещание доброй совести, поскольку совесть его испорчена - а себя изменить мы не можем, это делает лишь Дух Святой. Мне эта мысль кажется странной, поскольку евангельские христиане-кредобаптисты (сторонники крещения по вере) сами же утверждают, что крещение - есть внешний акт произошедшей ранее внутренней реальности возрождения, публичное заявление о своей вере, присоединение к поместной церкви. А следовательно, крещение - это и обет как минимум в том смысле, что человек перед Богом и людьми исповедует веру, а значит обещает и хранить ее со своей стороны ("да будет ваше да - да и нет - нет"). Далее, а разве добрая совесть - это только труд Божий в нас (что бесспорно), который мы просто пассивно принимаем? Нет, но нам (!) заповедано иметь добрую совесть! (1 Пет. 3:16) А значит, дать такой обет Богу - совершенно естественно. Ибо в крещении человек являет на деле свою посвященность, веру и упование. Да, в процессе христианской жизни все это может быть несовершенным и мы можем оказаться (и окажемся так или иначе) неверными, хотя Бог и пребывает верным (2 Тим. 2:13). Но это не отменяет нашей ответственности - а значит и посвящения, которое неизбежно включает в себя обещание или обет (Наум 1:15).

Хотя в принципе, я не против и понимания крещения как "прошения" и не считаю, что здесь обязательно должно быть "или-или". Потому что совершая это таинство, мы просим у Бога благословения и сил исполнить Его волю. И здесь мы уже признаем свое бессилие и неспособность жить для Него без Него; освящаться, не имея освящения от Него; иметь добрую совесть, если не будет дано нам свыше. Вообще, вся духовная жизнь христианина (не только крещение) состоит из этих двух элементов - обещания Ему жить свято и одновременно, прошения у Него этой святости. Ибо без Господа мы не можем делать ничего. И здесь двусмысленность данного библейского текста как раз очень кстати. 
Tags: богословие, проповедь, служение
Subscribe

Posts from This Journal “богословие” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments