?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В последнее время в связи с активизацией работы над новыми русскими переводами Библии, распространением исследований иноязычных авторов, а также уклоном в реформатские формулировки спасения, многие евангельские верующие все больше склоняются к пониманию крещения как "прошения у Бога доброй совести", а не "обещания Богу доброй совести".

Сайт biblezoom.ru дает значение слова επερώτημα (эпэрОтэма) как "вопрос, запрос, требование, обращение, обещание, обет". Вторят ему и другие словари. Хотя судя по всему, значения "обещание" и "обет" не совсем типичны и не самые распространенные, очевидно, что переводчики Синодальной Библии и Епископ Кассиан ("обязательство") не могли об этом не знать. А значит в истории Церкви данное слово понималось гораздо шире, чем просто "просьба" и "прошение". Есть также и такое вот мнение - почему все же скорее "завет" и "обет", а не просто прошение.

Но суть в том, что основная причина не в переводах и даже не в значении слов, но в богословском понимании. На этом и хотел бы немного остановиться. Доминирующим аргументом в пользу "прошения" является именно богословское утверждение - верующий не может дать Богу обещание доброй совести, поскольку совесть его испорчена - а себя изменить мы не можем, это делает лишь Дух Святой. Мне эта мысль кажется странной, поскольку евангельские христиане-кредобаптисты (сторонники крещения по вере) сами же утверждают, что крещение - есть внешний акт произошедшей ранее внутренней реальности возрождения, публичное заявление о своей вере, присоединение к поместной церкви. А следовательно, крещение - это и обет как минимум в том смысле, что человек перед Богом и людьми исповедует веру, а значит обещает и хранить ее со своей стороны ("да будет ваше да - да и нет - нет"). Далее, а разве добрая совесть - это только труд Божий в нас (что бесспорно), который мы просто пассивно принимаем? Нет, но нам (!) заповедано иметь добрую совесть! (1 Пет. 3:16) А значит, дать такой обет Богу - совершенно естественно. Ибо в крещении человек являет на деле свою посвященность, веру и упование. Да, в процессе христианской жизни все это может быть несовершенным и мы можем оказаться (и окажемся так или иначе) неверными, хотя Бог и пребывает верным (2 Тим. 2:13). Но это не отменяет нашей ответственности - а значит и посвящения, которое неизбежно включает в себя обещание или обет (Наум 1:15).

Хотя в принципе, я не против и понимания крещения как "прошения" и не считаю, что здесь обязательно должно быть "или-или". Потому что совершая это таинство, мы просим у Бога благословения и сил исполнить Его волю. И здесь мы уже признаем свое бессилие и неспособность жить для Него без Него; освящаться, не имея освящения от Него; иметь добрую совесть, если не будет дано нам свыше. Вообще, вся духовная жизнь христианина (не только крещение) состоит из этих двух элементов - обещания Ему жить свято и одновременно, прошения у Него этой святости. Ибо без Господа мы не можем делать ничего. И здесь двусмысленность данного библейского текста как раз очень кстати. 

Posts from This Journal by “богословие” Tag

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
firecutter
Sep. 28th, 2016 07:17 pm (UTC)
+!
that_means
Sep. 29th, 2016 09:24 am (UTC)
Вот да, встречаясь с такими двоякими словами, так и хочется сказать: "Что Бог сочетал, то человек да не разлучает". Мне кажется, это работает не только в вопросах месьи, но и в понятиях вообще: если какое-то слово содержит "2 в 1", соединяет в себе и просьбу, и обещание, -- именно так и надо понимать. И не "разлучать" то, что библейский текст "сочетал".
Автору поста - респект.
toshaleb
Sep. 29th, 2016 10:18 am (UTC)
Спасибо!
toshaleb
Sep. 29th, 2016 10:24 am (UTC)
Комментарии на ФБ, доступны для всех:

https://www.facebook.com/anton.lebedev.148/posts/10211177254654133
(Anonymous)
Sep. 29th, 2016 12:31 pm (UTC)
"Прошение" мне тоже кажется несколько неуместным, скорее здесь обещание "стараться исполнять"
(Deleted comment)
toshaleb
Oct. 2nd, 2016 04:47 pm (UTC)
Я в том смысле сказал, что новые переводы открыли не читающим по-гречески значение "просьба". А что такое понимание было давно, я и не спорю. Как и "обещание", кстати.
(Anonymous)
Oct. 3rd, 2016 05:31 pm (UTC)
Категорически согласен с тобой, Антон, что водное крещение есть обещание доброй совести, а не вопрошание о ней. Это правда, что у слова επερώτημα два основных значения - "обещание" и "вопрошание". Но если приходиться выбирать между двумя значениями, то нужно учитывать как исторический, так и богословский контексты.
Об историческом контексте новый библейский комментарий говорит следующее: "Обещание - термин. который использовали в первом веке при заключении договора, как торжественное обязательство". Так что с этой точки зрения более правыми оказываются те, кто не заменяет "обещание" "вопрошанием".
Что касается богословского контекста, то солидные комментарии указывают, что "обряд крещения означает союз со Христом". Это созвучно практике раннего христианского крещения, когда крещенные не снимали с себя в течении недели белых одежд, как напоминание о своем новом статусе членов церкви и невесты Христа.
А раз смысл крещения чрезвычайно радостен - сочетание Христу - то "обещание" как нельзя лучше подходит к сему случаю. Влюбленные охотно клянутся в верности друг другу. Им нравится это делать. И было бы странным и неуместным если бы вместо "обещаю" из их уст звучало прошение о чистой совести.
К тому же у христиан при возрождении совесть очищена от мертвых дел (Евр. 9:14), они исполнены рвения сохранять ее чистой (Евр.13:18) и потому нет особого смысла в крещении вопрошать о ней. Для сего подходящи иные случаи - угроза пыткой за веру или сильное искушение.
Так что я не убежден в правильности предпочтения некоторыми толкователями слова "вопрошание" "обещанию". Возможно, они желают обезопасить себя и слушателей от угрызений совести при неизбежных для живущих во плоти согрешениях: "А мы и не обещали ничего Богу, мы просто молились о доброй совести!". Но это не тот путь. Если посмотреть в Новый Завет, то он призывает к верности Христу и блажен тот, кто в следовании за Ним держится данного в крещении обещания служить Ему до самой смерти. Блажен так же и тот, кто, оступившись, опять встает и идет за Господом.
ВС Рягузов






toshaleb
Oct. 3rd, 2016 06:20 pm (UTC)
Спасибо, Виктор Семенович! Думаю, Вы на меня не обидитесь, если я размещу Ваш комментарий отдельной записью.
(Anonymous)
Oct. 3rd, 2016 08:27 pm (UTC)
А свое "Хотя в принципе..." мнение-компромисс не изменили? )
toshaleb
Oct. 4th, 2016 04:58 am (UTC)
Нет. После шести обсудим, когда опубликуется комментарий отдельной записью
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

препод
toshaleb
toshaleb

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel