?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Обычно не публикую комментарии отдельной записью, но тут слишком много интересных и полезных мыслей. Правда, я все же не против крещения как "прошения" (в том числе). В любом случае, благодарен за внимание к вот этим моим размышлениям.

Категорически согласен с тобой, Антон, что водное крещение есть обещание доброй совести, а не вопрошание о ней. Это правда, что у слова επερώτημα два основных значения - "обещание" и "вопрошание". Но если приходиться выбирать между двумя значениями, то нужно учитывать как исторический, так и богословский контексты.
Об историческом контексте новый библейский комментарий говорит следующее: "Обещание - термин. который использовали в первом веке при заключении договора, как торжественное обязательство". Так что с этой точки зрения более правыми оказываются те, кто не заменяет "обещание" "вопрошанием".
Что касается богословского контекста, то солидные комментарии указывают, что "обряд крещения означает союз со Христом". Это созвучно практике раннего христианского крещения, когда крещенные не снимали с себя в течении недели белых одежд, как напоминание о своем новом статусе членов церкви и невесты Христа.
А раз смысл крещения чрезвычайно радостен - сочетание Христу - то "обещание" как нельзя лучше подходит к сему случаю. Влюбленные охотно клянутся в верности друг другу. Им нравится это делать. И было бы странным и неуместным если бы вместо "обещаю" из их уст звучало прошение о чистой совести.
К тому же у христиан при возрождении совесть очищена от мертвых дел (Евр. 9:14), они исполнены рвения сохранять ее чистой (Евр.13:18) и потому нет особого смысла в крещении вопрошать о ней. Для сего подходящи иные случаи - угроза пыткой за веру или сильное искушение.
Так что я не убежден в правильности предпочтения некоторыми толкователями слова "вопрошание" "обещанию". Возможно, они желают обезопасить себя и слушателей от угрызений совести при неизбежных для живущих во плоти согрешениях: "А мы и не обещали ничего Богу, мы просто молились о доброй совести!". Но это не тот путь. Если посмотреть в Новый Завет, то он призывает к верности Христу и блажен тот, кто в следовании за Ним держится данного в крещении обещания служить Ему до самой смерти. Блажен так же и тот, кто, оступившись, опять встает и идет за Господом.


Кстати, если кто вдруг еще не знает - у Виктора Семеновича есть сайт.

Comments

toshaleb
Oct. 5th, 2016 07:07 am (UTC)
Спасибо за вопрос. Я думаю, что множество ненужных споров было бы остановлено, если бы мы не противопоставляли все друг другу, а видели взаимо-дополнение смыслов. Мне в принципе понятна логика и тех, и других, и я не считаю эти две точки зрения взаимоисключающими.
(Anonymous)
Oct. 5th, 2016 08:27 am (UTC)
На здоровье, брат ) Ну разве что видите логику и других... )) А я вот вижу в оправдании "прошения" - попытку (не вашу) лингвистически и богословски навязать людям свою ошибочную точку зрения. Я четко против.
ulya_borodulina
Oct. 6th, 2016 10:42 am (UTC)
Ну, в общем-то, Сам Иисус учил молиться Отцу: "Не введи нас во искушение, но избавь от лукавого". Помнится, и Давид просил Бога: "зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный". Мне кажется, с нашей стороны бы несколько самонадеянно только обещать Богу добрую совесть и не просить у Него помощи, разве нет?:)
(Anonymous)
Oct. 9th, 2016 06:57 am (UTC)
Большинство наших ежедневных молитв естественным образом состоит из просьб. ОТЧЕ НАШ, кроме этого, учит еще и славить и величать Бога в начале молитвы. Крещение, которое похоже на принятие присяги - не тот случай, когда надо торжественно просить, торжественно только обещают. Я уже говорил в первом посте Антона - можно обещать чистую совесть в смысле "буду стараться" - быть честным, оставить плотское, исполнять Божью волю, осознанно не грешить, следовать за Христом"