?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Христианство и юмор

Юмор и смех являются частью не только повседневной жизни, но и так называемой смеховой культуры – ярчайшим ее примером является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, где с нещадным натурализмом высмеиваются пороки общества 16 века. Знаменитый русский философ и культуролог Михаил Михайлович Бахтин, исследуя смеховую культуру и природу смеха в целом, писал следующее: «Настоящий смех, амбивалентный и универсальный, не отрицает серьезности, а очищает и восполняет ее. Очищает от догматизма, односторонности, окостенелости, от фанатизма и категоричности, от элементов страха или устрашения, от дидактизма, от наивности и иллюзий, от дурной одноплановости и однозначности, от глупой истошности. Смех не дает серьезности застыть и оторваться от незавершимой целостности бытия. Он восстанавливает эту амбивалентную целостность». Действительно, юмор является распространенной (а подчас и чуть ли не единственной) защитной реакцией на неустроенность бытия, повседневные проблемы; он помогает испытать своего рода «катарсис», временное облегчение от бремени накопившихся противоречий, ненадолго убежать от сложной действительности. Не потому ли юмористические передачи так популярны, а юмор приобретает все более изощренный и тонкий характер? Как мы видим, смех имеет вполне серьезные причины.

Христианство предлагает несколько иной взгляд на юмор. Прежде всего, оно отрицает угрюмость и религиозное ханжество. К примеру, известный переводчик Библии Валентина Николаевна Кузнецова в своем интервью сказала, что «в Библии нет раблезианского хохота: книга мудрости предполагает, что хохот – это что-то недостойное умного человека. В Мудрости Сираха в одном месте замечательно сказано: «Глупец хохочет, мудрость слегка улыбнется». Но Библия очень реалистична, в ней много смешных рассказов. Они не имеют целью вызвать смех, но вызывают смех или улыбку». История с сыновьями Скевы, которых побил бесноватый. Пример с соломинкой и бревном в глазу. Низкорослый Закхей, забирающийся на дерево, чтобы видеть Христа. Отцеживание комара и проглатывание верблюда. Жемчуг и свиньи. Вера с горчичное зерно. Все эти интересные образы и примеры (наверняка, вызывающие как минимум улыбку у современников Спасителя) очень точно описывают духовную реальность и нравственные идеалы, а также закрывают уста противникам и ругателям. По мысли Валентины Николаевны, «Иисус сознательно гиперболизирует. Гиперболизация, парадокс – одна из особенностей Его поэтики, это одна из черт древнееврейской поэзии, и такие образы запоминаются очень хорошо. Иисус восклицает в поэтическом восторге, что из маленького зернышка родится нечто колоссальное».

Итак, христианам прилично радоваться. Вообще, Своим Пришествием Иисус принес радость и мир, о чем поет ангельский хор во время Его рождения. Первое чудо, совершенное Им, происходит на веселой свадьбе. Ученикам Он говорит о том, что им нет нужды поститься, но надлежит радоваться, доколе не будет отнят от них Жених (Мф. 9:15). В Ветхом Завете праздники, предполагающие веселье, отмечали важнейшие события истории Израиля, закрепляли духовные уроки, а также указывали на Грядущего Мессию. Суть веры в том, что она приносит покой во время бури, радость за горем и утешение после плача. Радость верующих покоится не на искусственных возбудителях, но на глубоком внутреннем осознании своей принадлежности к Богу и Его Царству, которое есть праведность, мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17).

Разумеется, смех и юмор ограничены своей пользой для окружающих. Послания церквам говорят о «смехотворстве» (скорее всего, неуместном и «плоском» юморе), которое неприлично святым (Еф. 5:4). Книга Притч упоминает человека, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «я только пошутил» (Пр. 26:19). То есть речь идет о созидательном юморе, который может разрядить обстановку, проиллюстрировать интересную мысль, обратить внимание слушающих на какую-то проблему, вдохновить и побудить к доброму. Наконец, парадоксально, но факт: только хороший и уместный юмор помогает создать естественную и непринужденную атмосферу, когда уже можно поговорить о чем-то крайне серьезном.

Такой вот серьезный смех. С днем смеха! Не шучу :)

Специально для сайта миссии "Возвращение к Богу"

Posts from This Journal by “смех сквозь слезы” Tag

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Apr. 2nd, 2017 01:21 am (UTC)
Ну - вот!
- Сюда, видимо, только серьезные люди заглядывают. Никто шутки не написал, пока, никакой.
Может оно и правильно.

Никто не в курсе? Тот "случай" в Содоме с семьей Лота, не первого ли апреля произошел?

«И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.» (Быт.19:14)

А человек очень серьезные вещи говорил, без всякого юмора!
vasylprima
exegetik
Apr. 3rd, 2017 03:40 am (UTC)
Сегодня на евангелизационных собраниях мы очень серьезные вещи говорим, однако некоторые люди (в том числе и некоторые наши не обращенные родственники) воспринимают их несерьезно. Дело же не в нас, а в слушающих. Так же и с Лотом. На основании одного стиха делать вывод, что Лот много шутил, мягко говоря, неверно.
(Anonymous)
Apr. 3rd, 2017 04:56 am (UTC)
согласен
Делать вывод, что он, вообще, когда-либо шутил, (не мягко говоря), - такая же глупость. Мало ли что зятья могли подумать.

Новость же была и в самом деле почти невероятная!

vasylprima

fobor
Apr. 4th, 2017 10:44 pm (UTC)
Боюсь, здесь именно тот случай, когда правильное понимание сказанного мог дать только Сам Господь. Потому что, вот реально, если встать на позицию зятьев Лота (я, кстати, не думаю, чтобы он дочерей за всякий сброд выдавал, полагаю, это были вполне почтенные и интеллектуально развитые горожане). Тесть говорит, что надо уходить, что Господь явит Свой гнев против их города.
Выйти-то не проблема, но если тесть окажется не прав, потом возвращаться позору не оберешься. Повелись, понимаешь, на бред маразматика, скажут соседи.
Во-вторых, чисто рационально, если боги гневаются на людей, они насылают либо врага, либо эпидемию, но ни о том, ни о другом не слышно.
В-третьих, а что, разве Содом - самый беззаконный город? Да ничуть не бывало, в той же Гоморре вообще беспредел временами творится. И ничего. А кочевники-бедуины (из которых сам Лот) что, лучше живут? Нет, если придешь к ним в стан, как гость, напоят козьим молоком и дадут место для ночлега, но попадешься им на дороге - повяжут да в рабство продадут куда-нибудь в Египет. Так что нет у Господа оснований особо гневаться на их город. Да, есть проблемы, но кто без греха? Так что, чудит чего-то тесть на старости лет...
(Anonymous)
Apr. 5th, 2017 01:47 am (UTC)
... не "хохма"!
"Хохма" - шутка. А на самом деле, хохма в переводе с иврита - мудрость

Так вот:
Одной из причин разрушения Содома - была их праздность.
Вот в этом месте писания (Иез.16:49), пресловутый, тот самый, "содомский грех", не упомянут вовсе.
Это "гомо", - безусловно мерзкий грех, теперь у всех на слуху, а на "безобидную" праздность и внимания не обращаем.
(Не в ней ли причина и всего остального?)

«Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.»
(Иез.16:49)

vasylprima


( 5 comments — Leave a comment )