?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Помощь и милосердие

На одной странице в социальных сетях вновь увидел известную историю об умирающем от истощения африканском ребенке, вокруг которого уже начали собираться падальщики, и фотографе, который запечатлел этот кадр и получил за это престижную премию. Впрочем, вскоре многие осудили фотографа: чем он лучше стервятников, если просто снимает трагедию, но никак не помогает и не исправляет ситуацию?

Разумеется, тут же вспоминается известная притча Христа о добром Самарянине (Лк. 10:25-37), который (в отличие от левита и священника) не прошел мимо, но помог несчастному человеку, избитому разбойниками. При этом не просто помог, а проявил дальнейшее участие в его жизни – изъявил желание оплатить издержки за пребывание в гостинице. Интерес ситуации состоит в том, что «ближним» для попавшего в беду оказался самарянин, который был презираем слушателями Христа как полукровка и вероотступник. Иными словами, помог тот, от кого меньше всего этого ожидали. Иисус, таким образом, намекает на недопустимость лицеприятия по национальному, религиозному или какому иному признаку.

Милостыня и помощь страждущим – это одна из самых базовых христианских добродетелей. Христиане усыновлены, посему также должны проявлять милосердие, подобно тому, как оно было проявлено Богом по отношению к нам. И здесь хотелось бы предложить несколько принципов.

Во-первых, это спонтанность – то есть готовность помочь в любую минуту, совершенно естественно – когда «левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6:3). Чтобы быть готовым, нужно обращать внимание не только на себя, но и на окружающих, «не о себе только заботиться, но и о других» (Фил. 2:4).

Во-вторых, помощь должна быть исключительно добровольной и свободной. («Ибо доброхотно дающего любит Бог» - 2 Кор. 9:7). Я не против призывов, но очевидно, что любое принуждение, в том числе неявное («не помогаешь в данном случае – не духовный») – недопустимо. Человек принимает решение о помощи наедине с Богом.

В-третьих, милость по отношению к людям не должна сопровождаться ропотом и, тем более, высокомерием. Библия говорит о «страннолюбии без ропота» (1 Пет. 4:9). Очень легко впасть в искушение осудить власти или тех, кто недостаточно (как я считаю) помогает другим. Легко осудить и того, кому мы помогаем – мол, сам виноват. Но даже если в чем-то и виноват, здесь перед нами стоит пример Христа, который служит грешному человечеству и прощает беззаконников. Мы все желаем видеть себя «добрыми самарянами», хотя часто скорее оказываемся на месте проходящих мимо.

В-четвертых, притча о Самарянине говорит нам о «ближнем». Конечно, нужно помогать и «дальним», но в фокусе помощи должны быть люди, с которыми мы реально сталкиваемся в повседневной жизни. Правильно помогать больным детям и выделять средства малоимущим семьям. Но неверно при этом пренебрегать родственниками, соседями, коллегами и «своими по вере» (Гал. 6:10).

В-пятых, помогать лучше в тайне, чтобы не было соблазна «трубить перед собой», подобно фарисеям времен Христа (Матф. 6:2).

В шестых, в помощи важна и мудрость. Кто-то назовет это расчетом, черствостью или оправданием, но принцип «в добродетели покажите рассудительность» (2 Пет. 1:5) тоже никто не отменял. Очевидно, что мы не можем помочь всем, и лучше это делать адресно и постоянно. Ясно, что иногда помощь может превратиться в потакание греху или прихотям. Понятно, что иногда помочь не получится и можно даже навредить. И здесь нет какого-то однозначного шаблона – кому и когда помогать. Наверное, здесь необходимы близкие отношения с Богом, определенный опыт и искреннее желание блага людям.

Наконец, в седьмых. Помощь, милосердие, милостыня, пожертвования обязательно будут вознаграждены. Мера этого вознаграждения («добрая, утрясенная, нагнетенная и переполненная» - Лк. 6:38) определяется Богом – воистину милостивый человек не станет беднее, но может приобрести себе новых друзей, которые однажды помогут и ему. Но даже если этого не произойдет, то однажды Сам Христос скажет помогавшему: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25:40). Это ценнее любого земного признания.

Специально для сайта миссии "Возвращение к Богу"

Posts from This Journal by “служение” Tag

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
Марат Равилов
Sep. 28th, 2018 11:50 am (UTC)
Валерич, ясно, что Вы позиционируете себя, как человека, лояльного режиму ( в нейтральном смысле режиму)- правда режим это точно не оценит, если узнает, что Вы " не той веры"- испытал это и не раз на своей шкуре, но все же - "Очень легко впасть в искушение осудить власти или тех, кто недостаточно (как я считаю) помогает другим. Легко осудить и того, кому мы помогаем – мол, сам виноват." - красивые слова, а если нищета людей или какая-то иная проблема возникает из-за бездействия или даже злоупотребления и лицеприятия гос.чиновников? согласен, что прежде необходимо помочь, но где в Писании есть запрет на активную гражданскую позицию верующих?!!!! И есть много положительных примеров активности христиан в таких вопросах- Уильям Уилберфорс способствовал отмене работорговли в Англии, Мартин Лютер Кинг - надеюсь помним, чем запомнился?! евангельская община в Тимишоаре в Румынии в 1989 отказалась выполнять преступные приказы режима Чаушеску и в результате их борьбы в стране через пару недель диктаторский режим был свергнут! Также можно привести пример сопротивления Церкви фашистам в Германии - Боннхёфер и Нимёллер. При этом согласен, что необходимо прежде всего творить милость самим!!!
toshaleb
Sep. 28th, 2018 01:49 pm (UTC)
Я и не знал, что мы с тобой на "Вы" уже :)

Неясно, где ты увидел в моих словах запрет на гражданскую позицию и некую "лояльность режиму". Это тема обширная, но тут я пишу несколько о другом. Есть люди, которые осуждают власти и вообще всех вокруг себя, при этом сами проявляют черствость к нуждам ближних. Кроме того (если дальше рассуждать) гражданская позиция не должна превращаться в бунт и злословие. По крайней мере, не со стороны христиан. Здесь можно много приводить примеров и ссылаться на некие "крайние ситуации" (фашизм и проч.), но в целом я не думаю, что наша задача - быть принципиальными противниками властей. Также не хотелось бы постоянно ввергать Церковь в политику. Хотя я и понимаю, что это сложно - не всегда понятно, где собственно, политика, а где чисто нравственные вопросы.
Dmitry Solovev
Sep. 28th, 2018 02:43 pm (UTC)
Пророк Даниил верно служил царям-оккупантам в стране, которая разрушила его государство, а в те времена законы и жизнь были намного жестче и аморальнее чем сейчас, но Даниил никогда не злословил власти. Исследователи говорят, что он пережил 9 режимов
fobor
Sep. 29th, 2018 12:36 pm (UTC)
Т.е. в 1941-1943 гг. жителям оккупированных Германией территорий надо было идти на службу к нацистам. И ни в коем разе не критиковать оккупационный режим. Этому нас учит пример Даниила? Или другому чему-то?
ulya_borodulina
Sep. 28th, 2018 10:22 pm (UTC)
Извините, что вмешиваюсь. Ну а если проблема возникает из-за бездействия или действий не гос. чиновников, а каких-то других людей? Нас с вами, например? Вот мы всегда делаем то, что должны? Все обязательства выполняем?..
Критиковать легко.
toshaleb
Sep. 29th, 2018 05:38 am (UTC)
Вопрос в том, откуда эти самые госчиновники и власти взялись. Как будто это особая какая-то раса с Марса, особо злостная. Уберешь их, «падут оковы кровавого режима» - коррупция исчезнет, а всем страждущим вдруг немедленно помогут и выделят деньги. На самом деле, они - это мы, не без воли Божьей оказавшиеся на своих местах. Их вороватость - это наша вороватость. Их коррумпированность - это наша коррумпированность. Их безразличие - это наше безразличие.
ulya_borodulina
Sep. 29th, 2018 06:15 am (UTC)
Абсолютно согласна! Ведь даже и мы, христиане, бывает, нарушаем законы - то налог не заплатим, то скорость превысим... а когда закон нарушается в отношении нас, возмущаемся.
Про коррупцию- вообще отдельная песня. У нее же две стороны. Чтобы взятку кто-то получил, нужно, чтобы кто-то ее дал! И последнее тоже является преступлением в глазах закона. Тем не менее, как раз те, кто имеет опыт дачи взяток, нередко и возмущаются коррупцией.

Edited at 2018-09-29 06:17 am (UTC)
Марат Равилов
Sep. 29th, 2018 09:51 am (UTC)
Я лично критикую только в тех случаях, когда сам сделал все возможное в ситуации!!!!
ulya_borodulina
Sep. 29th, 2018 04:30 pm (UTC)
Слава Богу!)
olgalosha
Sep. 28th, 2018 06:56 pm (UTC)
говорят этот фотограф покончил с собой (депрессия)
toshaleb
Sep. 28th, 2018 06:57 pm (UTC)
да, скорее всего не выдержал травли
fobor
Sep. 29th, 2018 12:45 pm (UTC)
С фотографом, думаю, не все однозначно. Снимок надо было делать в любом случае: через сильные образы до людей лучше доходят правильные идеи. Но и помочь в дпнном конкретном случае, естественно, следовало. Понятно, с поправкой на безопасность и наличие самой возможности оказать помощь (давать деньги в условиях массового голода опасно - когда фотограф с охраной уедет, облагодетельствованных тут же ограбят, если не убьют, а запасов продовольствия фотокору возить не на чем.)

Власти же никому не помогают, они исполняют свои социальные функции. Т.е. спрос с них не моральный, как с обычного человека, а правовой, как с соцработника. Не выполняешь должностные обязанности - уходи со службы. Естественно, судить о качестве их работы волен любой человек, даже если он никому не помогает, потому что его жадность - вопрос его личной совести, а с властью совсем иначе дело обстоит.

С остальным разногласий не имею.

Edited at 2018-09-29 12:53 pm (UTC)
delpotro
Sep. 30th, 2018 06:01 am (UTC)
Где-то я это уже видел... Ах, да.)) Рубануть баблишко с колумбийских туристов, а потом трезвонить на каждом углу, как мы их, промокших под рузаевским дождичком, спасли! "Помогать лучше в тайне", ага!))
toshaleb
Sep. 30th, 2018 04:32 pm (UTC)
Юмор оценил :)

Не под рузаевским, а под саранским.
Не срубили баблишко, а взяли символическую плату.
Трезвонят СМИ, а не мы.
Кроме того, на страждущих и избитых разбойниками данная пара не тянула.
Ну и есть те, кому помогаем вообще никому не сообщая.
( 14 comments — Leave a comment )