?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ис. 53:5: "наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились."

Вопрос спасения в христианстве всегда находился в центре богословских дискуссий, приводил к болезненным разделениям и ожесточенным спорам. Действительно, если как-то еще можно согласиться о разных взглядах на ход богослужения или различных подходах к проповеди, то очень сложно прийти к общему мнению именно о спасении – потому что оно и есть главная цель веры, и ошибка здесь может грозить печальными последствиями. Христиане видят мир погибающим, нужду во спасении – всеобщей и насущной, а Христа – единственным Путем избавления. Но проблемы возникают не в этих общих формулировках, а собственно, в понимании «механики» спасения.

И здесь сложилось как бы два полюса. С одной стороны, спасение как преображение падшей природы, ее восстановление, «обожение» и «освящение» - то есть внутреннее преображение, очищение, омытие, исцеление силою Святого Духа. Глубокое органическое преобразование. Идут дискуссии насколько это одномоментное событие, а насколько – долгий и трудный процесс. Возникает терминологическая путаница (на основании которой разные деноминации обвиняют друг друга в «спасении по делам» или наоборот, «отрицании добрых дел», «юридизме») – говорим ли мы о «спасении» как о спасенности «уже», о спасении «сейчас» или о спасении «еще не», которого мы ожидаем в веке грядущем?

С другой стороны, спасение в Библии представляется не только как нечто происходящее внутри нас. Это труд Христов, Его подвиг, Его искупление, Его ломимое за нас Тело и пролитая за нас Кровь. И здесь происходит чудесный обмен – Иисус умирает ВМЕСТО нас. Теперь верующим в Него принадлежит помилование, а Он – казнен за нас. Он несет на Себе наши беззакония, а мы очищены от них. Он Жертва, а мы – прощеные преступники, которые должны были быть на Его месте. И здесь юридический, правовой аспект спасения – именно из этой сферы взяты библейские понятия «суд», «Судья», «Ходатай», «наказание», «помилование» и так далее.

Итак, спасение – органическое или юридическое? Не зря в подзаголовок вынесен текст из пророка Исаии. Наказание мира нашего было на нем, и ранами Его мы исцелились. Два этих полюса органично сочетаются в одном стихе. Одно не может быть без другого. Спасение как лишь некий «обмен праведностями», но без преображения природы – это фикция, которая не делает человека лучше, не готовит его к небесам, не дает ему сил для духовной жизни и свидетельства миру. Спасение без жертвы Христа – тем более невозможно, поскольку лишается основания и сводится лишь к нравственным переменам.

Сознательно не буду сейчас затрагивать тему «потери» («лишения», «отказа от») спасения. Часто эти разговоры носят умозрительный характер, ведь самые яростные «кальвинисты» и «арминиане» (которые подчас ни трудов Кальвина, ни трудов Арминия не читали) соглашаются в одном – за спасение нужно держаться, его надо совершать, актуализировать в реальной жизни. Скажу про «дела» в спасении. Евангельские верующие говорят о спасении «не по делам, а по благодати» (с этой формулировкой невозможно спорить, поскольку это, фактически, цитирование Библии). Однако когда мы говорим о «делах», то не должны иметь ввиду бездействие. Спасение невозможно заслужить, но бесполезность «дел» как «заслуг» не отменяет определенных действий в спасении – молитвы, обращения, прошения, духовных поисков. Да, ничто (даже вера сама по себе!) не может спасти нас, кроме крови Христовой. Но без принятия этой крови – будет ли возможным спасение? Часто говорят о разбойнике на кресте и что он «ничего не сделал, чтобы быть в раю». Но так ли это? Великое исповедание, увещевание другого разбойника – разве не это сопровождало дар спасения Христова по отношению к нему?

Наконец, наши споры о делах в спасении, стойкости святых в спасении, разных аспектах спасения не должны затмить… собственно, спасения! Ведь Бог не спасает просто по исповеданию правильных формулировок того или иного вероучения. Также немало людей не понимают всей полноты спасения – и я в их числе. Нужно ли признавать «не спасенным» человека за иные сотериологические взгляды? Наверное, делать такие заявления мы имеем право лишь тогда, когда речь идет о явной ереси или неверии. И то, весь путь человека нам неизвестен. Известна фраза: когда я приду на небеса, то удивлюсь, увидев там многих, кого не ожидал там встретить. Потом еще раз удивлюсь – не увижу тех, кого ожидал. И наконец, буду поражен – как я сам попал туда? Потому что наши слабости, непонимания и разделения не мешают Богу совершать Свой труд – спасать.

Специально для сайта миссии "Возвращение к Богу"

Posts from This Journal by “богословие” Tag

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
igor_lashmanov
Oct. 21st, 2018 07:18 pm (UTC)

Почитал. В последнее время тоже часто думаю о спорах по поводу спасения и о претензиях кальвинистов все разложить по полочкам в этом вопросе. И думается мне, что все это слишком натянуто и навязано извне. Просто появилось много проповедников кальвинистического толка и люди просто стали перенимать их идеи.


А исторически кальвинистическое представление о спасении не было единственным, а там, где все-таки было, оно, иной раз, принимало такие уродливые формы, что кальвинистам стыдно должно быть. Один американский юг чего стоит.


В общем начал я о статье, а закончил о наболевшем, как всегда)

toshaleb
Oct. 21st, 2018 08:46 pm (UTC)
Я думаю, что уродливые формы принимало и может принимать сегодня любое учение любой конфессии - человек способен исказить даже самое доброе :)

Что касается кальвинизма, реформатского богословия, пресвитериан и частных баптистов - мне кажется, это учение не лишено смысла, но подчас слишком стремится к логичности, классификации, математической точности и проч. Здесь его сила. Но здесь его и слабость - в Писании все несколько шире. Вообще, натянуть какую-то богословскую конструкцию на Библию - это великий соблазн :)
bizlex
Oct. 25th, 2018 08:11 am (UTC)
Антон, мне кажется, что у вас возникла путаница в вопросе спасения. Вы многое в этом вопросе свалили в кучу. Во-первых, спасение человека можно рассматривать как многосоставной процесс, а можно рассматривать под временным углом, или по отношению к личностям Бога и человека. Например, разбойник на Голгофе был спасен Богом (Бог не нуждается в спасении) -- действие было совершено над человеком. Также разбойник был возрожден в определенный момент времени (когда находился на кресте). А, если рассматривать процессом, то он был избран, призван, возрожден, освящен, обращен и тд. Чтобы друг друга лучше понимать, следует уточнять эти моменты. Антон, вы же лингвист, поэтому предлагаю вам изучать Писание, как лингвист. Это поможет обратить внимание на детали, которые упускает любой перевод Библии, уточнить для себя и богословские вопросы. Например, вы знаете, что в Синодальном переводе в НЗ православные переводчики не последовательно/не точно переводили глаголы "содзо" и "баптидзо"? Очень часто эти глаголы в пассивном залоге они переводили медиальным залогом "спасаюсь" и "крещусь" (хотя русская грамматика допускает употребление пассивных форм переходных глаголов с окончаниями -сь). А разница медиального и пассивного залога может быть велика (тем более, что в греческом много подкатегорий для этих залогов). Вот человек и читает: и крестилось много людей. Многие не обратят внимание на это, ведь над ними совершили действие -- погрузили в воду (тем более, если ты был младенцем и тебя никто не спрашивал). Но некоторые сделают вывод: ведь я заходил в воду, давал свое согласие, отвечал на вопросы, поэтому это и действие я тоже совершал "я крестился", а не "был крещен". К сожалению, тоже может относиться и к слову "спасаю".
toshaleb
Oct. 25th, 2018 11:17 am (UTC)
Я думаю, что если мы отойдем от перевода отдельных слов, то очевидно, что спасение дается Богом. В этом смысле, Он нас спасает. Но очевидно также, что к спасению призывается именно человек, а не Бог. Повеления спасаться, обратиться, каяться - они обращены к нам. В этом смысле спасаемся мы - "спасайтесь от мира сего развращенного". Разбойник на кресте был спасен (насчет возрожден в новозаветном смысле - вопрос спорный, но это ладно). Но он и спасся, то есть не пребывает в пассивности и бездействии, а исповедует грех и так далее.
( 4 comments — Leave a comment )