toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

Category:

Про избрание и ограниченное искупление

В продолжение темы о спасении и спорных вопросах сотериологии

Конечно, никто (тем более я) не берется за окончательное разрешение всех дискуссий относительно спасения. Прежде всего, поскольку разрешить их вряд ли представляется возможным. Потому что спасение подобно сотворению – это уникальное чудо, когда из духовного небытия рождается новая жизнь. Из тьмы для человека воссияет свет. Каменное и жесткое сердце становится плотяным. Человек из врага и бунтаря по природе делается Божьим дитем. Все эти процессы кажутся невозможными… если бы не были реальностью для многих людей, которые встретились со Христом.

Один богослов однажды сказал, что в любом вопросе христианского богословия содержится элемент тайны, парадокса, антиномии. И действительно, Троица – это Одно или Три? И Одно, и Три! Христос – и Бог, и Человек, две природы существуют в Нем «нераздельно и неслиянно, не будучи поглощёнными одна другой». Библия – это Слово Божье, но одновременно, и слово человеческое – в том смысле, что имеет земных авторов, особенности повествования, жанры и так далее.

То же касается и вопросов спасения. С одной стороны, Всевластие Божье во Вселенной является очевидным фактом – без Его ведома не падает даже малая птица; у верующих сосчитаны волосы на голове; исход жребия (казалось бы, случайного события!) – тоже от Него. Разумеется, не остается без ведома и основной вопрос – спасение человека. Отсюда и разнообразные образы – избрание, Книга Жизни, некое «полное число» язычников. Как мне кажется, бесполезно отрицать – Богу как минимум, известно (как максимум, Им это направляется и инспирируется), кто в конце концов будет частью небесной и торжествующей Церкви на Сионе в Новом Иерусалиме.

Однако, с нашей стороны все это – неизвестные величины. Отсюда, как мне кажется, и происходит путаница – мы часто пытаемся взглянуть на спасение как бы со стороны Бога и Его замысла, думаем проникнуть в Его совет, произошедший еще прежде основания мира. Между тем, спасение предлагается всем, проповедуется всем и возвещается всем. Содержание этой проповеди – вовсе не избрание или какая-то богословская система, а свободное, бесплатное и добровольное принятие жертвы Иисуса Христа и личная вера. Избрание и «ограниченность» искупления предназначены для того, чтобы уже уверовавший благодарил Бога, осознавал свою ответственность и славил Его за «бездну богатства, премудрости и ведение Божьи». Не для споров или горделивой исключительности.

То же самое касается и вопроса искупления. Очевидно, что крови Христа достаточно хоть для стократного спасения человечества – святость Его крови и достоинство жертвы абсолютно совершенны. Ясно, что даже не уверовавшие пользуются плодами крестной смерти – все человечество существует по милости Божьей, явленной на кресте. Но очевидно и то, что в спасительном смысле искупление ограничено верующими. Невозможно искупить тех, кто не принимает это самое искупление и противится ему.

Итак, христианин спасается добровольно и осознанно, принимая разумом, сердцем и волей дарованное ему искупление. Но будучи спасенным, он осознает – источник и силы к спасению содержатся не в нем самом, но в Том, Кто «силою Божиею через веру соблюдает его спасению».

Специально для сайта миссии "Возвращение к Богу"
Tags: богословие, дискуссии, проповедь, служение
Subscribe

Posts from This Journal “богословие” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments