?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 Только сегодня прочитал статью "Размышления о расцерковлении" (хотя датируется она сентябрем прошлого года). Размышления автора, с моей точки зрения, не только крайне актуальны, но и внеконфессиональны (возможно, даже мета-конфессиональны). К сожалению, подобное наблюдается и в евангельской среде. 

Несколько цитат:

На знакомых мне «везёт»: могу свидетельствовать, что все эти люди (не лишённые, разумеется, тех или иных человеческих слабостей, немощей и заблуждений) обладают очень верной нравственной интуицией, «чувством правды», а главное – все они, даже те, кто позиционирует себя в качестве «агностиков», с огромным уважением относятся к образу Христа. Но большинство из них «на дух» не переносят Русскую Православную Церковь. Их образ мыслей весьма отчётлив: наша Церковь имеет ко Христу весьма малое отношение. Примеров этого рода такое множество, что мне нет нужды приводить цитаты: я думаю, что читатель сходу может вспомнить десяток-другой подобных высказываний. Причём здесь надо отметить, что это вовсе не частное настроение сотни-другой человек: такое отношение к Церкви – весьма значимая часть общественного сознания, во всяком случае в культурно-интеллектуальной его части.
<...>
Второй вариант [реакции на проблему - toshaleb] совершенно непривычен сегодняшним российским православным. Первейший и важнейший христианский принцип покаяния с очевидностью требует от нас: когда мы выслушиваем обвинения в свой адрес, пусть эти обвинения и неверны – нам нужно остановиться и задуматься: а какой мы сами даём повод, что ради нас имя Божие хулится у язычников (Рим. 2, 24)? «Ещё чего!», слышу я немедленное возражение. «Они – враги России и Русской Церкви; нужно не прислушиваться к ним, а бороться с ними и уничтожать их!». Не так смотрит на это дело Священное Писание. Апостол Павел говорит о добром свидетельстве от внешних (1 Тим. 3, 7), которое надлежит иметь епископу, а в его лице – и всей возглавляемой им христианской общине. Во 2-м послании к Коринфянам Апостол тщательно подчёркивает свою щепетильность в делах финансовых, для свидетельства их чистоты специально поставляет особенного, уважаемого всеми человека и заканчивает свои рассуждения по этому поводу так: ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми (2 Кор. 8, 21). Следовательно, христиане не вправе отвергать негативное суждение о Церкви со стороны внешних; нужно обязательно понять, в чём заключаются наши ошибки, промахи, упущения – хотя бы для того, чтобы не дать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12).
<...>
Миссии же никак не может быть без честного и аргументированного ответа на какие бы то ни было возражения и вопросы, пусть даже они исходят и от заклятых врагов Церкви. К последним обычно (чаще всего без всякого на то основания) и причисляются современные культурно-интеллектуальные круги. Но – с миссионерской точки зрения: а что, нашей Церкви не нужны интеллектуалы? Прогнать их всех? заклеймить позором? не считать нужным отвечать на их вопросы и недоумения? Можно прогнать; но разве в этом состоит миссия? И кто же останется в Церкви? власти, коммерсанты и люмпены? Культура и работа мысли, пусть даже и сопровождаемые сомнениями и исканиями, выходит, нашей Церковью не востребованы?
<...>
Итак, если мы пойдём по тому единственно правильному, а стало быть – православному пути, который нам предписывает и Евангелие, и Церковь, и сегодняшняя необходимость миссии, – то нам придётся сделать вывод: люди, обвиняющие Церковь, по-своему правы. Они не видят в нашей церковной жизни Христа. Они не видят в церкви Церкви. И в этом вина не их, а наша – мы не смогли быть так открыты их совестям (2 Кор. 5, 11), чтобы они, увидев наше чистое, богобоязненное житие, без слов приобретаемы были (1 Петр. 3, 2;1).
<...>
Впору вводить уже специальный термин – ДВР («дети верующих родителей»); опыт свидетельствует, что не менее 2/3 детей, воспитанных в Православии от младенчества, при наступлении юношеского возраста сбрасывают с себя церковность как обузу. Но здесь хоть более или менее понятно: церковность в сегодняшних постсоветских семьях подчас бывает лишена подлинного христианского содержания, представляя собой своеобразную смесь идеологии, магизма и «советских» комплексов, мимикрировавших под православный обиход (безответственность под видом «послушания», неуважение к себе и к другим людям – под видом «смирения», разобщённость и злоба под видом «борьбы за чистоту Православия», и т.д.). Дети просто не получают подлинного христианского духовного и нравственного воспитания, не происходит их встречи со Христом; поэтому когда они приходят в тот возраст становления личности, в котором все авторитеты подвергаются сомнению – «церковь без Христа» этой проверки не выдерживает.
<...>
Что же за процесс заставляет христиан «расцерковляться»? Происходит это тогда, когда церковность превращается в рутину, из неё уходит радость. Христос, так ярко вошедший в жизнь при начале воцерковления, скрывается и заслоняется обрядом, правилами, мелочными долженствованиями и запретами. «Пробиваться» ко Христу становится всё труднее и труднее. Прямой зависимости между хождением в церковь, молитвословием, постами, выстраиванием православного обихода и жизнью во Христе не оказывается.

Мало того, я дерзну сказать, что современный уклад нашей церковной жизни даже и препятствует человеку возрастать во Христе. Ведь когда христианин взрослеет в Церкви, ему объективно требуется всё большая свобода, всё большее доверие и уважение как к члену Тела Христова. А у нас со свободой, с доверием и уважением очень плохо дело обстоит: всё регламентировано, установлено и зацементировано; шаг вправо, шаг влево – и ты уже модернист, обновленец, еретик и «апостат».
<...>
То, чему научается христианин на начальном этапе своей церковности – встраивание в обряд, в церковную дисциплину и т.п. – в дальнейшем должно уходить (без пренебрежения, разумеется) на второй план. Вместо же этого на первый план должно выходить то, что, собственно, «обряжается» во внешние церковные чины и дисциплину – жизнь во Христе. Но этого не происходит – точнее, происходит иногда на частном уровне, но не на уровне нашей общецерковной общины.
<...>
Но что это за «следующий после воцерковления этап церковной жизни»? Я бы определил его так: выявление Церкви и личное возрастание человека во Христе. Это единый органический процесс. Со стороны выявления Церкви он требует общинности, а со стороны индивидуальной жизни во Христе – церковной педагогики. С сожалением приходится констатировать отсутствие в нашей церковной жизни и того, и другого.
<...>
В результате этого получается, что человек, много лет подвизавшийся в церковной жизни, обретает в Церкви не подлинную церковность, выявляющуюся, повторю ещё раз, в личном возрастании во Христе и в евхаристической общинной жизни в любви у Бога и у человеков (Лк. 2, 52), а совершенно иные вещи: субкультуру, идеологию, политиканство, коммерцию, манипулирование людьми, неуважение к личности, обскурантизм, магизм, кликушество, а то и прямую дурь. Нравственное чувство на всё это реагирует неприятием, христианская совесть ясно говорит: «в этом нет Христа» – и человек из Церкви уходит.
<...>
Ответ на это, мне представляется, один – и вот какой. Современная наша церковная жизнь утратила реальное религиозное измерение.
<...>
Под Церковью – Царством не от мира сего, которое приходит в нашу жизнь, срастворяется с нею, одушевляет её, – в силу нерелигиозности, посюсторонности целей и мотиваций начинают пониматься вещи вполне земные. Вследствие этого в мировоззрении и жизни многих церковных людей религиозное содержание отводится на второй план, церковное самосознание делается нерелигиозным, превращаясь в идеологию, и Церковь начинает терять себя как неотмирное Тело Христово, всё более и более становясь только лишь политическим, общественным, культурным и хозяйственным явлением.

Для иллюстрации сказанного послушайте известное православное радио или почитайте не менее известный православно-патриотический интернет-сайт: что интересует сегодня, так сказать, «церковные массы»? Во-первых – вещи исключительно земные: наша славная история, былая целостность Империи, монархия, Великая Держава, замечательное советское время, Сталин, Власов, коварный и абсолютно бездуховный Запад, наш особо духовный «свой путь», «христолюбивое» воинство, ювенальная юстиция, козни либералов, «лихие 90-е», демографические проблемы, превосходство «нашей цивилизации» по сравнению с «не нашей», национализм, etc., etc… это всё – именно и только земное, голая идеология, здесь нет ни капли христианской религиозности;
<...>
Второе – это «отстаивание Православия»: старого календарного стиля, церковнославянского языка, дисциплины поста или подготовки к Причастию и т.п. Здесь надо сказать, что эти вещи традиционны для нашей Церкви и ничего плохого в них нет, но по сути и они – явления земные, сугубо временные. Календарь – условность, принятая людьми, Бог не давал никому никакого календаря. Язык – культурно-исторически обусловленное социо-эстетическое явление, и не более того. Церковная дисциплина складывалась веками, и ни Христос, ни Апостолы никаких общеобязательных постов и обрядовых правил христианам не заповедали. Но ревнители отстаивают всё это именно как вещи религиозные – что свидетельствует только о том, что их религиозное сознание пребывает исключительно на земле, и следовательно оно секулярно.
<...>
Наконец, миссия наша пошла именно к субкультурам потому, что нынешняя русская православная церковность, увы, по большей части сама представляет собою не что иное, как субкультуру – подобное тянется к подобному. А субкультура – прямое воплощение секулярного: её задача – «выгородить» себе некую зону в земной жизни и отчаянно защищать её.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
firecutter
Apr. 7th, 2011 07:16 pm (UTC)
Проблемы везде одинаковые...
toshaleb
Apr. 7th, 2011 07:17 pm (UTC)
Статью до этого читали?
firecutter
Apr. 7th, 2011 07:21 pm (UTC)
Недели две назад наткнулся.
svetaselesta
Apr. 7th, 2011 07:40 pm (UTC)
согласна с автором полностью!и с автором поста тоже....м даааа....надо временами анализировать жизнь церкви которую посещаешь....
kindergod
Apr. 8th, 2011 09:18 am (UTC)
а смысл?

вы что то можете изменить?

или просто хотя бы в этом не участвовать?
svetaselesta
Apr. 8th, 2011 04:07 pm (UTC)
Re: а смысл?
конечно могу!я все могу в Господе!например изменять себя...и быть примером остальным как Павел!
kindergod
Apr. 9th, 2011 11:37 am (UTC)
Аминь
toshaleb
Apr. 8th, 2011 03:17 pm (UTC)
...прежде всего себя лучше анализировать :)
Ведь церковь - это мы.
svetaselesta
Apr. 8th, 2011 04:09 pm (UTC)
а я о чем!?но только еще и за своих сестер и братьев переживать надо.а это значит что ты будеш и поддерживать и обличать где надо...
morfeusst
Apr. 8th, 2011 02:01 am (UTC)
а я о чем вам говорил, а вы меня кипятком....
реформы в церкви часто сводятся к косметике
внутреннего изменения в лучшую сторону, в сторону свободы - нет....
kindergod
Apr. 8th, 2011 08:31 am (UTC)
ну как жеж

обычно как раз как при советах

- старый мир мы разрушим

- период анархии и свободы

- потом начинается строиться "новый" - но люди то те же и проблемы и методы - постепенно вчерашние свободолюбы так резко осуждающие всех традиционалов - выстраивают ту же самую систему а порой еще и жеще чем у тех кого они критиковали %)))
morfeusst
Apr. 8th, 2011 08:36 am (UTC)
Re: ну как жеж
может как вариант - разрушить
а новый не строить???
kindergod
Apr. 8th, 2011 09:05 am (UTC)
реально ли это?

ведь по сути - как только люди обьединяются - у них возникает необходимость как то урегулировать эти отношения \ обьединения

например - неизбежно выделиться естественный лидер или лидеры

их надо будет как то узаконить - что бы кто то да занимался порядком - отвечал за порядок хотя бы во время собраний

если появиться общая собственность - возникнут вопросы регулирования того кто как и куда может ей распоряжаться

ну и традиции - рано или поздно они появляються и со временем становятся святыми (ну как в анекдоте про привязанную кошку ;)

с тем или иным успехом эти вопросы обходят - это да - например у домашних групп 12 шагов или каких иных есть принцип - устав - где декларируется отсутсвие какой либо совместной (общинной) собственности, каких либо спонсоров со стороны, и как только группа вырастает больше определенного количества - ей обязательно нужно разделиться и начать собираться отдельно.

это очень интересный опыт. но я ума не приложу что делать с тем что уже есть, сложилось, и существует. разделять и отделять уже существующую общину от общего братсва? боюсь это будет равносильно тому что бы резать по живому, и принесет массу проблем и огорчений, и будет идти в разрез понимания единства и послушания. Я вижу только один выход - самому стремиться к простоте и по возможности упрощать условности или как это иначе сказать

ну вот как то так мне когда то ответили:

Что делать? - Спасаться.
Я думаю так, что перестановки, перехода с места на место сами по себе не так уж результативны. Если ограничиться только ими то будет где то вроде басни про квартет: "как вы ребята не садитесь" и тд.
Поэтому, более важен внутренний путь. Изменение своего внутреннего состояния, приготовление пути Господу. Св. Серафим Саровский учил - "спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи", что смысл христианской жизни - в стяжании Святого Духа.
Методы стяжания Святого Духа описаны в трудах христианских подвижников. Могу порекомендовать отличную библиотеку: http://www.hesychasm.ru/library/theme.htm
А вообще, черпать можно из многих источников. Опыт конкретного человека не всегда укладывается в проторенные пути. Вот например опыт стяжания белых одежд
http://hesychasm.ru/library/mywork/anna.htm
Любовь и единство верующих стараться насаждать, а как - это будет ясно в процессе стяжания Духа и из этого процесса. Вглядываясь в себя узнаем и о других. И например, можно стараться вместо взаимообвинения, как в миру, идти путем изыскания возможностей взаимооправдания, причем не абы как, а Христа ради. Далеко не всегда это получается, но можно пытаться...
http://pretre-philippe.livejournal.com/178412.html?thread=7938796
morfeusst
Apr. 8th, 2011 10:15 am (UTC)
Re: реально ли это?
я думаю - все реально если захотеть и четко представлять цели...
toshaleb
Apr. 8th, 2011 03:23 pm (UTC)
Re: реально ли это?
А я думаю - нет. И принявшие красную таблетку, построят что-то свое, со своими проблемами и маразмами. И не факт, что это новое будет лучше старого.
Поэтому, как уже было сказано, "от перемены мест слагаемых..."
morfeusst
Apr. 9th, 2011 01:23 am (UTC)
Re: реально ли это?
ну если менять только формы, то ты конечно прав,
просто ты меня цитируешь не ссылаясь на меня как Авторитетный источник...
я уже в вере 38 лет считай....
toshaleb
Apr. 8th, 2011 03:18 pm (UTC)
Важно не только что, но кто и как говорит... ;)
ellencrist
Apr. 8th, 2011 06:16 am (UTC)
Отличная статья! Очень хорошо все подмечено.
Вот только - делать-то что?
morfeusst
Apr. 8th, 2011 08:38 am (UTC)
у китаёзов есть пословица
кто победит дракона, тот сам станет драконом...
не надо это все побеждать а лучше строить на новом основании...

церковная жизнь сегодня запутана и люди дезориентированы политикой руководства церквей...

или ничего не делать
или делать новое...
kindergod
Apr. 8th, 2011 09:09 am (UTC)
кто победит дракона, тот сам станет драконом...

до чегож умны китайцы!!! не устаю удивляться их прозоливости!
ellencrist
Apr. 8th, 2011 03:59 pm (UTC)
Что-то типа: "у каждого свой путь пред Господом"?
morfeusst
Apr. 9th, 2011 01:27 am (UTC)
я это в смысле - Разрушать, чтобы построить то же самое по смыслу, не стоит.
Если строить новое, то надо чтобы на основании новом...
а старое не надо рушить...
пусть оно само доживает...
toshaleb
Apr. 8th, 2011 03:20 pm (UTC)
Меняться самому и умолять, чтобы Господь дал силы и другим помогать меняться.
Это если в общем говорить. А про детали - сотни постов написать можно.:)
pingback_bot
Apr. 8th, 2011 08:46 am (UTC)
Откровенный разговор
User kindergod referenced to your post from Откровенный разговор saying: [...] Антон Лебедев считает [...]
Генрих Андрюшин
Apr. 8th, 2011 05:03 pm (UTC)
...а главное – все они, даже те, кто позиционирует себя в качестве «агностиков», с огромным уважением относятся к образу Христа. Но большинство из них «на дух» не переносят Русскую Православную Церковь...

Подозреваю, что дальше этой цитаты идти не надо. Почему? Есть несколько причин.
1. Считаю, что это самая главная. В своем учении\богословии ПЦ, в данном случае, не берет в расчет абсолютную греховность человека. Ему не просто не интересен Бог, грешник во вражде по отношению к Богу. Грешника может привлекать "некая мораль" в учении Христа, но если дело пойдет до более глубоких вещей, то как минимум такое христианство будет отвергнуто, квалифицированно фанатизмом и т.д. Все это по одной причине - Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. (1Кор.2:14) Христианина должно удивлять не холодность и враждебность к Христу\христианству, а поиски Христа человеком, что есть от Божьего Духа.

2. ...не переносят Русскую Православную Церковь... А это ИМХО национализмом попахивает. Я не "западник", но "Россияцентричность" тоже тупик. ИМХО Россию и русский народ, так, между строк готовы признать богоизбранным. Для начала пусть хотя бы одни завет напомнят, где Бог вступил в некие отношения с русским народом. Я не против русского народа, но я против такого наделения "полномочиями".

3. На счет подобного в российском протестантизме. То, что народ расцерковляется только один вывод, расцерковленные еще не воцерколялись. Еще нужно хорошо разобраться в мотивах пребывания человека в общине, прежде чем утверждать, что он ушел от Бога.
toshaleb
Apr. 8th, 2011 06:22 pm (UTC)
1. Писание также говорит, что каждый сам за себя понесет свой грех, а также даст отчет Богу. Кроме того, и соблазнам невозможно не придти, но горе тем, через кого это происходит. Совершенно ясно (особенно в свете евангельского реформатского богословия, которого мы оба с тобой придерживаемся), что грешник Бога не ищет и на суде оправдаться неправильными действиями христиан не сможет. Но не хотелось бы, чтобы и нам Господь на судилище Христовом дал негативную оценку за равнодушие к неверующим, замкнутость на внутрицерковных проблемах, недостаток мудрости в вопросе отношения к инакомыслящим. Об этом в статье чуть ниже.

2. Безусловно, статья написана православным с православных позиций. Отсюда и упомянутый тобою вопрос об абсолютной греховности человека, а также навязчивое отождествление ПЦ с Церковью Вселенской. Да и мы понимаем, что существование различных инославных конфессий ПЦ признает, но считает их в лучшем случае схизматическими сборищами, где нарушено евхаристическое единство, а следовательно и благодатность таинств под вопросом. Да и националистическая карта, к сожалению, все еще разыгрывается. Но сам факт того, что вопросы подобные поднимаются самими православными уже показателен и является значимым.

3. Про воцерковление и расцерковление ты абсолютно прав. Но опять же, в статье много вопросов поднято, которые остро стоят и перед евангельскими верующими. Как бороться с антиителлектуализмом, узколобостью мышления, зацикленности на собственных традициях? Чему должен научить нас уход многих ДВР из церквей? Как не превратиться в замкнутую субкультуру? Это все трудности внеконфессиональные. Именно поэтому мне статья и показалось интересной, хотя и далеко не бесспорной.
Генрих Андрюшин
Apr. 8th, 2011 07:46 pm (UTC)
Аналогичных проблем в наших общинах хоть отбавляй
к сожалению. В общем возразить нечем... Суровая правда. Правда и сколько-нибудь легкого выхода нет, кто-то неизбежно будет как минимум недоволен возможной реформой. Но, по моим наблюдениям, все должно начинаться с головы. Да, личное благочестие никто не отменял. Реформа никогда не сведется к решению чисто технических вопросов.
hudozhnytsya
Apr. 9th, 2011 09:44 am (UTC)
с Днем рождения!
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

препод
toshaleb
toshaleb

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel