toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

Category:

Бог – тщеславный эгоист?

Конечно, сама подобная мысль может считаться богохульной, потому что приписывать Богу грех – это абсурд. Однако наше представление путей Божьих – часто неполное, искаженное или урезанное – способно быть основанием для подобных поспешных выводов.

Вопрос, вынесенный в заголовок, обычно задается в связи с размышлениями над текстами Писания, что Бог все сотворил для Себя (Прит. 16:4), для славы Своей (Ис. 43:7), согласно Своему замыслу (Ис. 46:10), осуществил все ради Себя Самого (Ис. 48:11), а все сущее – в конечном счете, сводится к Нему (Рим. 11:36). Нам надлежит все делать «во славу Божью» (1 Кор. 10:31). Спорить с этими библейскими отрывками бесполезно, поскольку они являются либо прямой речью Самого Господа, либо кристально ясны и не требуют, сами по себе, особого разъяснения. Даже если подойти к этому вопросу философски, то очевидно – у Бога обязана быть некая цель, которой должно подчиниться все творение. И здесь опасно думать, что весь Его замысел состоит только в удовлетворении прихотей грешных людей. Однако есть и иная опасность – если мы остановимся в своих размышлениях исключительно на упоминании о Божьем промысле и Его славе, то можем неполно представить Его характер и пути, давая повод для различных спекуляций об «эгоизме» Бога.

Ведь, с другой стороны, очевидно, что замысел Господа не похож на список продуктов, с которым мы идем в магазин, где самое главное – достижение цели, а не благосостояние продавцов, мерчандайзеров или уборщиц в супермаркете. Нет, цель Господа – Его слава – это нечто более величественное, чем простое достижение желаемого любыми средствами. Слава Божья – это двустороннее явление. С одной стороны, это многочисленные теофании и епифании, Богоявления, присутствие Господа среди творения посредством яркого света, облака, огня, громкого гласа с горы и наконец, в Сыне, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). С другой стороны, слава Божья – это явление Его качеств (любви, милости, справедливости, святости, мудрости и так далее) через творение. И если неодушевленная природа славит Бога, по большей части, пассивно, через красоту своего устройства, то человек прославляет Бога и активно – послушаясь Ему по вере, радуясь в Нем, служа Ему и уподобляясь Его совершенствам.

Следовательно, слава Божья направлена не только на Него Самого, но и на нас. Бог прославляется и прославляет нас, когда мы славим Его. Бог сияет в нас, и мы сияем в Нем. Бог становится известным, когда мы распространяем Его Царство. Удивительно, но Господь желает разделить славу Свою с грешными людьми, как говорил Христос: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:22). То есть мы – соучастники славы, а значит делая все ради Себя, Бог удивительным образом соделал все и для нас!

И во всем этом Бог лишен эгоизма, тщеславия и греховного себялюбия. Сам являясь Троицей, где Каждая Ипостась служит Другой, Он снисходит к нам. Господь желает разделить с нами славу небес, которая создана не только для Него Самого, но и для всех возлюбивших Его. И самое главное, высшее проявление Божьей славы – это Крест Голгофы. Здесь во всей полноте явлены все Господни качества – гнев и любовь, милость и справедливость, мудрость и святость. Именно в Сыне Божьем и состоит отрицательный ответ на вопрос в заголовке. Он явил в Себе такую жертвенность ради нас, такую любовь без малейшей толики эгоизма, такую славу Божью без всякого тщеславия, такое величие через смиренное служение, что все голоса противников должны смолкнуть и прославить Его. Ведь именно в этом и состоит высшее счастье человека.

Специально для сайта "Возвращение к Богу"
Tags: богословие, проповедь, служение
Subscribe

Posts from This Journal “проповедь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments