?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 <...>
Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем, можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.
<...>
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Полностью здесь.

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
shtunda
Jun. 13th, 2011 04:49 pm (UTC)
интеллигентЪно инЪтересуюсь:
А, какЪ это сЪлово перевесЪти на ащепанятЪный7
В смысЪле смысЪла7
toshaleb
Jun. 13th, 2011 04:51 pm (UTC)
Re: интеллигентЪно инЪтересуюсь:
думаю, просто мудрый.
Что далеко не всегда равно начитанный или образованный.
shtunda
Jun. 13th, 2011 05:01 pm (UTC)
Re: интеллигентЪно инЪтересуюсь:
Тани, таки - нетЪ, наверЪное...
Хотя, я спрашывалЪ обЪ анЪглийскомЪ выражэнии-соотЪветЪстЪвии (кажэццо - так, вЪ укЪраинЪскомЪ - відповідник).
toshaleb
Jun. 13th, 2011 05:27 pm (UTC)
Re: интеллигентЪно инЪтересуюсь:
на английском - intellectual, хотя полного соответствия нет.
shtunda
Jun. 13th, 2011 05:55 pm (UTC)
Re: интеллигентЪно инЪтересуюсь:
О.
РазЪницу вЪ соотЪветЪствии довольно близЪко и передаетЪ россиянЪский писатель ПелевинЪ.
Бо, похожэ, именно изЪ-за этой самой разЪницы, русский вариантЪ интеллекЪтуальной ылиты - общинная интеллекЪтуальная ылита, высокомерЪно самопрозЪванная инЪтеллигэнЪцыей, и - удосЪтоилась, нелестЪного погоняла "г**но нацыи" отЪ самого дедушЪко Лукича.
А, вЪ этой субЪстанЪцыи, онЪ, похожэ - разЪбиралЪся...
alexiy
Jun. 13th, 2011 07:22 pm (UTC)
Re: интеллигентЪно инЪтересуюсь:
на англ. они так и говорят Intelegencia, в смысле о русской. а у них и нет таких :)
toshaleb
Jun. 14th, 2011 09:32 am (UTC)
Re: интеллигентЪно инЪтересуюсь:
Да уж, у нас ка всегда особый путь, непохожий на других.
npc42
Jun. 14th, 2011 09:10 am (UTC)
Re: интеллигентЪно инЪтересуюсь:
Я думаю, что ближе английское слово gentleman.
inka_vitaminka
Jun. 15th, 2011 03:16 pm (UTC)
Re: интеллигентЪно инЪтересуюсь:
intellectual - это все-таки больше интеллектуал, и часто носит негативный оттенок, типа ботаник. возможно что-то подобное можно перевести словом mature. хотя полный эквивалент сложно подобрать.
toshaleb
Jun. 18th, 2011 06:06 pm (UTC)
Re: интеллигентЪно инЪтересуюсь:
про ботаников есть песня white and nerdy ))))

svetaselesta
Jun. 13th, 2011 09:02 pm (UTC)
не знаю почему(может отголосок СССР-овского детства)но слово интеллигент упорно ассоциироуется с чем то плохим и обидным.да и сейчас многие люди которые себя именуют интеллигентами-ничего кроме отталкивания своим высокомерием не вызывают.
uriy_sim
Jun. 14th, 2011 06:22 am (UTC)
Но мысль в посте прекрасная. Наверное лучше сказать не интеллигентный, а подобный Создателю.
toshaleb
Jun. 14th, 2011 09:33 am (UTC)
просто мудрый, без ложной принципиальности и категоричности, обходительный с людьми.
uriy_sim
Jun. 14th, 2011 09:41 am (UTC)
Ну да может быть и так.
npc42
Jun. 14th, 2011 09:12 am (UTC)
Хорошая мысль, спасибо. Насколько я замечаю, это слово сейчас так в основном и используют - "интеллигентный молодой человек" чаще скажут не об умном, а об обходительном и вежливом.

"Прослойка интеллигенции" - это была насмешка совка, вряд ли кто-то это осознанно всерьёз воспринимал.
esdra
Jun. 14th, 2011 09:36 am (UTC)
Интересно, как же все таки люди живут в мифах и навязанных кем-то штампах. И наследие совка ох как давлеет над людьми. Часто, и даже в церкви, люди мыслят категориями "вшивый интеллигентишко", "интеллигент паршивый". А ведь это применимо и к замечательному, вами процитированному, Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, и к покойному академику Аверинцеву, замечательному ученому и доброму христианину. Мне кажется, что предвзятость совковую церковь стала преодолевать лишь недавно и это тенденция меня откровенно радует. Согласен с вашим постингом и вашей оценкой - интеллигентности нам не хватает, и не хватает ее нам именно в сфере коммуникации, когда сама суть интеллигентности будет основана на евангельских принципах - почитаю другого выше себя, люби ближнего как самого себя, будь достоин звания царственного священства, кто больше будь другому как меньший. Вот в этом, на мой взгляд, суть интеллигентности.
toshaleb
Jun. 14th, 2011 09:43 am (UTC)
Спасибо, абсолютно согласен с Вами.
toshaleb
Jun. 14th, 2011 01:53 pm (UTC)
Еще пару статей об интеллигентности:

Иванов-Разумник. Что такое интеллигенция? ""

статья А.И.Солженицына

Edited at 2011-06-14 02:01 pm (UTC)
shtunda
Jun. 14th, 2011 04:49 pm (UTC)
Слово «интеллигенция», давно извращённое и расплывшееся,
лучше признаем пока умершим. Без замены интеллигенции Россия,
конечно, не обойдётся, но не от «понимать, знать», а от чего-то духовного
будет образовано то новое слово.©,ИсаичЪ...
irenchado
Jun. 14th, 2011 02:22 pm (UTC)
Среди моих знакомых и друзей есть часть интеллигентных людей, которые не веруют в Бога или веруют, но не живут по Его заповедям, хотя они мудрые по - житейски, хорошо воспитанные, коммуникативные и душевные люди.
toshaleb
Jun. 18th, 2011 05:55 pm (UTC)
Думаю, быть воспитанным, дружелюбным и коммуникативным прямо вытекает из библейских заповедей.
irenchado
Jun. 15th, 2011 08:24 am (UTC)
Шалом! Если бы Апостолы были бы просто мудрыми по-житейски, не особо принципиальными, но очень обходительными людьми, то их бы фарисеи совместно с римлянами - язычниками не распяли бы, не казнили бы, как и Господа нашего Иисуса Христа.
Да, быть пророчествующими свидетелями Божьими не всегда с мирской точки зрения интеллигентно, но "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных." (Еф.6:12)
С любовью во Христе и уважением, Ирина.
inka_vitaminka
Jun. 15th, 2011 03:25 pm (UTC)
+1
toshaleb
Jun. 18th, 2011 05:57 pm (UTC)
Кстати, даже с властителями-гонителями христиан апостолы были весьма вежливы и обходительны.
Принципиальность бывает различная. Бывает и ложная, ревность не по рассуждению, как называет ее Писание.
livejournal
Feb. 17th, 2014 06:49 pm (UTC)
Д. С. Лихачев об интеллигентности
Пользователь lakian сослался на вашу запись в записи «Д. С. Лихачев об интеллигентности» в контексте: [...] Оригинал взят у в Д. С. Лихачев об интеллигентности [...]
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

препод
toshaleb
toshaleb

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel