?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Мы продолжаем изучение послания к Римлянам, которое по праву занимает одно из центральных мест во всем Новом Завете.

В начале 12 главы Апостол Павел пишет о познании воли Божьей, которую он определяет как «благую, угодную и совершенную». Во 2-м стихе апостол язычников объясняет условие Богопознания – «преобразование ума». То есть христианин – это не просто верующий в Бога человек, но тот, кто смотрит на жизнь Божьими глазами через призму Его Слова. И это не просто красивые высокопарные фразы. Проявляется практически все это, во-первых, в изменении взгляда на самого себя, т.е. смирение, скромность, кротость, сокрушенный дух. Во-вторых, неизбежным результатом «преображения ума» является правильное отношение к окружающим и, в частности, к тем, кто находится выше нас по социальной лестнице, кто обладает большим богатством, большими возможностями, большими полномочиями и имеет определенную власть над нашей жизнью.

Говоря о политиках, мы не можем не заметить, что начальствующие и власти играют в нашей повседневной жизни заметную роль. Мы сталкиваемся с ними, когда платим по счетам за коммунальные услуги, когда получаем зарплату, пенсию или пособия, когда обращаемся за помощью в государственные организации, отводим детей или внуков в школу. Более того, политическими новостями пестрят газеты и журналы, огромное внимание им уделяется на радио, телевидении и в Интернете. Журналисты ловят каждое слово начальствующих, смакуют мельчайшие подробности их личной жизни. Пресытившимся подобными скандальными репортажами предлагают «Новости без политики», т.е. слишком частое и навязчивое упоминание «власть придержащих» у многих даже вызывает раздражение.

В связи с этим возникает закономерный вопрос об источнике государственной власти. Каково ее происхождение? В чем заключаются функции властей и ответственность христиан? Мы обратимся к Божьему Слову, которое полезно для всякого научения и практично в каждой жизненной ситуации. Отправным пунктом нашего исследования станет начало 13 главы послания к Римлянам.

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. (Рим. 13:1-5)

Происхождение власти

Прежде всего, нам следует знать, что государство и управление – это не человеческие изобретения и не козни дьявола. Существующая власть, как мы читаем в первом и втором стихе, создана Творцом и есть «Божье установление». Во-вторых, Писание ясно показывает процесс зарождения и развития различных форм государственного устройства на протяжении человеческой истории.

До грехопадения живший в идеальных условиях человек пребывал в блаженном состоянии прямого общения с Богом, «ходившим в раю во время прохлады дня» (Быт. 3:8). Однако непослушание первых людей привело к отчуждению от благодати, изгнанию из рая, распространению потомков Адама по лицу земли и, как следствие, созданию посреднических институтов власти. Ко времени патриархов государства укрепляются, происходит расцвет Египетской цивилизации.

Без сомнения, уникальное место в библейской истории становления государства и права занимает Израильский народ, на примере которого Бог на время возродил теократию – прямое богоправление. Объявляя народу Божьему волю Господню, Моисей провозглашает:

Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня? (Втор. 4:7-8)

Что интересно, даже в этот период наблюдается становление иерархии власти, основанной на распределении ролей и делегировании полномочий. В частности, можно вспомнить тот совет, который Моисей получил от своего тестя Иофора:

научай их уставам и законам Божиим, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче , и они понесут с тобою бремя (Исх. 18:20-22)

Время этой особой близости в общении с Господом, однако, было недолгим. Израильтяне постепенно духовно деградировали и впали в идолопоклонство, в связи с чем Бог посылал им Судей, выполнявших военные и государственные функции:

И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их; но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им, скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали. Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их. (Суд. 2:16-18)

Постепенно период Судей сменяется эрой монархии. Желая быть как все народы, Израильтяне требуют у пророка Самуила себе царя:

и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними (1 Цар. 8:5-7)

В словах нашего Господа мы чувствуем горечь и разочарование – избранный, возлюбленный от вечности народ Божий отказывается от послушания Богу как единственному Царю и выпрашивает себе земного правителя. Период царств, таким образом, связан одновременно с политическим расцветом Израиля (Давид, Соломон, Езекия, Иосия, Неемия) и, в конце концов, с постепенным спадом в духовной жизни. Ко времени правления Ирода институт государственной власти у богоизбранного народа выродился в абсолютно светскую систему, с попустительства которой был распят Спаситель Иисус Христос.

Новозаветный период истории связан с постепенным упадком греческой демократии, укреплением военно-политической мощи Рима и обожествлением императора. Послание Римлянам датируется 56 г. по Р. Х. и скорее всего приходится на время правления Нерона – жестокого властителя, известного своими нечестивыми делами, имя которого стало нарицательным в обозначении бессмысленной жестокости и порока. Парадоксально, но факт – Павел призывает быть покорным «высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены»! То есть быть послушным даже такому нечестивому правителю, как Нерон!

Исходя из этого поразительного на первый взгляд наблюдения, мы можем сделать два вывода.

Во-первых, в Божьем плане свою роль играют даже жестокие и грешные властители, иначе… Он просто не допустил бы им родиться и взойти на трон! Ведь все существующие власти установлены Господом! Кроме того, здесь можно согласиться, что в конечном счете каждый народ заслуживает своего правителя. Император Нерон был порождением своего времени – жестокого, безнравственного и беспощадного. Но даже таковых Господь использует, чтобы испытать Церковь, очистить ее в горниле страданий. В конечном счете Вседержитель совершит Свой суд и над кровожадным Римом, и над всеми нечестивцами в конце времен.

Во-вторых, Библия не призывает к насильственному свержению существующего строя (как и не приписывает никакой конкретной формы государственного устройства), каким бы несправедливым он нам ни казался. В послании к Филимону мы видим описание типичной для рабовладельческого общества ситуации - бегство раба Онисима от своего господина. Но все меняется, когда через проповедь Евангелия в жизнь раба входит Христос. Павел не только отсылает Онисима назад, но и просит его хозяина Филимона принять того "как мое сердце". Раб и господин становятся братьями, при этом оставаясь в том звании, в котором призваны (1Кор. 7:20). Таким образом, Бог хочет изменить прежде всего сердце, внутреннюю сущность человека, который, в свою очередь, будет способен преобразовать и окружающий его мир. Вера в то, что христианам не стоит становиться "рабами человеков" (1Кор. 7:23) разрушало рабовладельчество, но не посредством кровавых восстаний или революций, а через духовное преображение разума учеников Иисуса Христа.

Наконец, власть судя по всему будет и в Тысячелетнем Царстве Христа на земле. В пятой главе Откровения небожители поют Господу песнь новую, в которой, в частности, есть такие слова: мы будем царствовать на земле. (Отк. 5:10). Христос воссядет на троне Давидовом и будет руководить народами через верных Ему святых.     

Небесный Иерусалим, новые небеса и земля - это место, где власть Бога не будет нуждаться в посредниках. Необходимость в государственном устройстве в земном его понимании отпадет, так как на небе будут пребывать совершенство, гармония и мир. 

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец.
И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
(Отк. 21:22-27)

Итак, государственная власть - несовершенный инструмент Божьего сохраняющего и направляющего влияния на этот мир. Соответственно, в Священном Писании мы видим вечные принципы как для правителей, так и для рядовых граждан нашей земной родины.

Продолжение следует...  


Comments

( 3 comments — Leave a comment )
holykostya
Dec. 10th, 2010 08:10 pm (UTC)
Спасибо за публикацию! Интересно будет прочитать продолжение. Как я понял, это будет не экспозиционная проповедь, да?

У меня тоже есть в планах подготовить проповедь о принципах построения взаимоотношений с властями. На основе Марка 6:16-29 (в частности, 18 и 20 стихи). На мой взгляд, Иоанн Креститель является прекрасным образцом библейского построения взаимоотношений с властями. Как для конкретной поместной церкви, так и для отдельного христианина.
toshaleb
Dec. 10th, 2010 08:22 pm (UTC)
Я много раз готовил чисто экспозиционные проповеди, но сейчас мне досталось начало 13 главы Римлянам, и я посчитал, что для рассмотрения темы взаимоотношения с властями одного текста Писания не достаточно. Впрочем, и эти стихи будут подробно рассмотрены.
Постараюсь завтра опубликовать вторую часть.
Спасибо за отзыв.
pingback_bot
Jan. 31st, 2011 08:51 am (UTC)
Евангельское отношение к власти
User kindergod referenced to your post from Евангельское отношение к власти saying: [...] Интересная проповедь\статья\подборка текстов и комментария: 1ч [...]
( 3 comments — Leave a comment )