toshaleb (toshaleb) wrote,
toshaleb
toshaleb

  • Music:

Снова о рабстве

Продолжаю публиковать мои переводы отрывков из книги Джона МакАртура "Раб". Кстати, вот предыдущие - №1, №2

*******************************************************************************

Когда апостолы использовали образы рабства в своей устной проповеди и написанном в Новом Завете, они прекрасно понимали их значение в Израильской истории и Римской культуре. С точки зрения евреев, быть рабом Божьим - значит отождествлять себя с теми, кто стоял у горы Синайской и провозглашал с благородными намерениями: "все, что сказал Господь, сделаем (Исх. 24:3). Более того, это ставило человека в один ряд с выдающимися мужами Божьими (Авраамом, Моисеем, Давидом) а также пророками - духовными лидерами, служившими примером искреннего послушания воле и слову Бога. С позиции культуры первого века, рабство служило  подходящей  иллюстрацией отношения верующего ко Христу - полное подчинение и покорность Господину. В обоих случаях речь идет о послушании власти, отвержении личной независимости и принятии господства. Само понятие "рабство" не требовало пространного объяснения, т.к. было распространено тогда и за многие века до того.

Когда апостол Павел говорил о себе как о "рабе Христовом" и "рабе Божьем", читатели прекрасно его понимали. Хотя от этого его заявления не становились менее шокирующими - в греко-римском мире, в частности среди адресатов посланий Павла, свобода доставалась тяжело, рабов всячески порочили, а продажа себя в рабство презиралась. Но апостол, единственное устремление которого состояло в угождении Христу, не мог подобрать для себя более подходящего определения. Господь был центром его жизни настолько, что даже собственная репутация уже не была для Павла так важна.

Другие авторы новозаветных книг вторят Павлу в его всемерном посвящении Господу. Иаков, например, не хвалился своими родственными связями с Иисусом, но называл себя "рабом Бога и Господа Иисуса Христа" (Иак. 1:1). Чуть позже в своем послании автор дает наставление читателям: "теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем  торговать  и получать  прибыль "; <...> 15   Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно  будет  Господу и живы  будем , то сделаем то или другое" (Иак. 4:13, 15). Эти слова напоминают нам об отношениях между рабами и господами - рабы не могли делать что им заблагорассудится, они были обязаны следовать воле господина.

Петр, Иуда и Иоанн также говорили о себе как о рабах, связанных волей Господа. Эти люди были спутниками Христа во время Его земного служения и лидерами первоапостольской церкви. По всем параметрам их можно было считать духовной элитой, но сами себя они были рады называть рабами.

Делая обзор Нового Завета, мы быстро обнаружим, что термин "раб Христов" не относится только к незрелым верующим или новообращенным. Апостолы с готовностью называли себя подобным именем и применяли его к своим спутникам. Таким образом, неудивительно, что образ рабства используется так часто в посланиях. Как объясняет историк Альберт Харрил, "рабовладельческий строй был великолепной иллюстрацией для древней аудитории. Как и обычный раб, новообращенный христанин испытывал тяжелое психологическое давление, отчуждение от общества из-за отвержения семейной и традиционной культур, потерю своего старого "я". И в то же самое время этот человек получал новое имя, ему приходилось учить новый язык, смотреть на мир по-другому, формировать новые взаимоотношения".

Слово "doulos" или "раб" используется также в книге Откровение для описания вечных взаимоотношений верующего с Господом. И в начале, и в конце книги говорится, что откровение дано Богом, "чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре". (Отк. 1:1). В Отк. 7:3 обращенные из 144 000 названы "рабами Божьими", так же, как и пророки в Отк. 10:7 и мученики в Отк. 19:2. Но только в конце книги все верующие описываются собирательно как рабы Божьи. Описывая славу небес в Отк. 22:3-4, Иоанн пишет: "И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут  служить  Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их". Всякий верующий будет в вечности радостно славить и превозносить нашего Бога - Царя царей и Господа господствующих - в качестве Его раба.

Истина Божьего слова всегда контр-культурна, и понятие рабства - не исключение. На самом деле, очень трудно представить себе что-то более отвратительное для современного человека, чем рабство. Западное общество, в частности, делает большой акцент на свободе личности и выбора. Так что провозглашение Благой Вести как взаимоотношения раба и господина противоречит всему, что наша культура считает особенно ценным. Подобный подход в глазах людей спорен, конфликтен и не политкорректен. Но Библия говорит, что следование за Христом - это именно рабство.   


Tags: богословие, дискуссии, лытдыбр, проповедь, служение, цитата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments