?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интересная статья в двух частях (ссылка на продолжение сверху):

http://pastoronline.org.ua/ru/resursi/biblioteki/pastorski-knigi/134-monashestvujushhije-i-khrista-radi-jurodivyje-v-otechestvennom-baptizme

Пара показательных цитат (вывод делать вам):

Духовную жажду… пробуждало и рус­ское православное монашество, …способствовало духовным исканиям на Руси. Несмотря на расхожий стереотип о недостатке библейских познаний в пра­вославии, парадоксальным образом со­четавшийся с благодарностью после­днему от лица братства ЕХБ за Сино­дальный перевод Священного Писания («ценим заслуги Русской православной церкви, она дала… Писание сначала на славянском, а потом и на… русском язы-ке»), отечественные баптисты неред­ко испытывали подлинную симпатию к лучшим проявлениям монашеского образа жизни.В монастырях возникло особое служе­ние: старчество, которое заключалось в духовном попечении и руководстве душами, ищущими спасения… Мно­гие… руководствовались наставлением старцев. «Вера без дел мертва». На Руси дело милосердия составляло неотъемлемую часть жизни церкви. При монастырях появились первые больницы, приюты для престарелых..." (Братский вестник, №6’ 1988. С. 69.)


<...>

Всё это не могло быть случайным: отечественные баптисты изначально из­брали себе подчёркнуто аскетический, строжайший образ жизни, сколько-ни­будь только возможный для протестан­тов в целом мире. И это ревностное стремление к «строгости веры» – впол­не старорусское, монашеское, присущее только самому искреннему и безогляд­ному религиозному чувству.


<...>

Православное понимание святости ока­зало заметное влияние на братство ЕХБ. Отсутствие формальной церков­ной канонизации отнюдь не является препятствием для широкого народного почитания того или иного святого. В Русской православной церкви, помимо общей канонизации, существует и мест­ная, относящаяся к отдельной епархии или даже одному только монастырю или храму, связанных с жизнью святого. Подобную картину мы видим и у русских баптистов.


<...>

Анализируя приведённые выше жиз­ненные истории, следует отметить, что в агиографических материалах ЕХБ, так же как и в «Житиях святых», часто опускаются точные детали описываемых событий, не всегда ясно, где и когда они происходили. На первое место опреде­лённо выдвигается нравственный при­мер, духовное назидание, а не истори­ческий контекст. По всей видимости, это отражение известной черты славянской души – склонности более к духовно-ми­стическому, чем рационалистическому восприятию мира. Вот, например, что записывали в своих заветных тетрадках и блокнотах многие отечественные бап­тисты в 1950-е – 1970-е годы: «Адрес христианина: Духовная Родина, Еван­гельская область, Сионский район, го­род Небесный, улица Узкий Путь, пере­улок Тернистый, дом Обители. Провод­ник·· туда·· –·· Святой·· Дух,·· спросить Сторожа совести…»

<...>

На наш взгляд, корни уникальности русско­го баптизма следует искать, прежде все­го, в его общей истории с православием, в совместном проживании в одной стра­не и в неосознанном следовании восточ­но-христианской традиции (включая монашеские тенденции), что особенно сильно проявилось в послевоенные годы, когда западный мир и социалис­тические страны оказались надолго раз­делены железным занавесом. А уже с конца 1980-х годов, в атмосфере гласно­сти и перестройки, в России постепен­но начали сказываться иные богослов­ские тенденции, представленные, напри­мер,··· многочисленными··· западными миссионерами и проповедниками. В ре­зультате, прозападное крыло отече­ственного братства ЕХБ (которое, не­сомненно, тоже всегда существовало) быстро укрепилось и начало оказывать давление на единоверцев-«славянофилов», что, собственно, мы и наблюдаем по сей день.



Comments

( 44 comments — Leave a comment )
bloggv
Jan. 18th, 2012 12:59 pm (UTC)
Всё это - очень естественно для нашего восточного протестантизма. Если западные протестанты в прошлом - католики, то наши - православные (напрямую или через молокан и пр.).
irenchado
Jan. 18th, 2012 02:56 pm (UTC)
Шалом! Спасибо, Антон, за информацию про интересный сайт.

Да, у одних христиан духовную жажду пробуждает Образ Господа Иисуса Христа, у других - образ царя Давида, у третьих - православное монашество...
Хотя моя мама одно время подрабатывала в православном монастыре (в г.Киеве) и рассказывала о пьянстве, сквернословии и блуде плотском современных православных монахов.

Да, я предполагаю, что русские монахи не сильно отличаются от украинских...
Хотя я искренне рада, если в русском баптизме меньше тенденций к либеральному богословию и житию во грехах, чем в украинском.
С любовью во Христе и уважением, Ирина.

a_karpachev
Jan. 18th, 2012 07:44 pm (UTC)
Теперь понимаю почему когда я зашел в молитвенный дом ЕХБ на Маловузовском в Москве ( или сейчас Трехсвятительский ) там мне порекомендовали снять головной убор ( зима была ) со словами снимите вы в храме Божием )))) а я то наивный думал что храм Его мы )))
kindergod
Jan. 19th, 2012 07:26 am (UTC)
;))

эт чего - я такие пассажи встречал не раз

один раз на стройке - мужик выругался - а ему - не материтесь - вы же в Церкви! Это при том что находились мы в развалинах заброшенного и только что выкупленного домика - в котором что то типа офиса хотели сделать.

Кстати некоторые прихожане очень разочаровались когда услышали что юридически мы не можем там построить Церковь - что это будет частное строение, может быть даже "клуб по интересам".

в другой раз - в квартире - которую купили и оформили на частное лицо - сестрица одна увещевала - убрать палатки и спальники и кучу другого нужного и не очень барахла из одной из комнат - аргументируя тем что "Это же Церковь, Дом Божий, а вы его в склад превратили"

нравиться ли нам или нет - а влияют на нас и православие и много чего другого...
(no subject) - a_karpachev - Jan. 19th, 2012 06:35 pm (UTC) - Expand
siragalja
Jan. 18th, 2012 07:50 pm (UTC)
Больще, чем уверена, что среди православных много рожденных свыше, а среди протестантов достаточно невозрожденных. Что касается порядков и правил, то у протестантов их предостаточно, даже больше, чем нужно. В том числе и головные уборы приходится мужчинам снимать в помещении.
toshaleb
Jan. 18th, 2012 07:56 pm (UTC)
Думаю, целью статьи было не выявление возрожденности/невозрожденности кого-то.
Насчет правил - может это и не так уж неправильно. Тем более в нашей русской культуре снимать головной убор в помещении - это признак хорошего тона. В еврейской культуре, насколько я знаю, наоборот.
(no subject) - siragalja - Jan. 18th, 2012 10:25 pm (UTC) - Expand
irenchado
Jan. 19th, 2012 09:15 am (UTC)
А вот я, Галина, рожденных свыше христиан, стремящихся к освящению и очищению от грехов, особенно от греха идолопоклонства, среди православных не встречала, к сожалению.
Хотя стараюсь и свою сестру (православную), и ее семью (да и других православных, с которыми приходится беседовать на духовные темы) своими увещеваниями по Слову Божьему убедить задуматься над принципиальными заблуждениями доктрин православия о поклонении ("почитании") иконам, святым, мощам, Деве Марии и т.д.
Встречала - siragalja - Jan. 19th, 2012 09:33 am (UTC) - Expand
Re: Встречала - irenchado - Jan. 19th, 2012 09:36 am (UTC) - Expand
Re: Встречала - siragalja - Jan. 19th, 2012 11:49 am (UTC) - Expand
Re: Встречала - irenchado - Jan. 19th, 2012 12:04 pm (UTC) - Expand
Re: Встречала - siragalja - Jan. 19th, 2012 12:09 pm (UTC) - Expand
Re: Встречала - irenchado - Jan. 19th, 2012 12:17 pm (UTC) - Expand
a_karpachev
Jan. 19th, 2012 06:43 pm (UTC)
Да я думаю есть конечно рожденные свыше среди православных а среди протестантов попадаются невозрожденные ) у протестантов много правил ))) у православных наверно побольше ) тогда зачем перенимать чужие если со своими бороться надо )))) насчет головного убора это дело такое этика и не более ... Иисус вот не особо придерживался такой этики : "Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл [рук] перед обедом.", там и ученики Иисуса тоже как то нарушили культурную традицию : " Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. "
Заметьте иуйдейскую культурную традицию Иисус назвал человеческой и и Сам особо не утруждал Себя исполнением этих традиций. Зачем же нам придавать этому значение и вводить в систему церковных ценностей вещи не указанные в Писании? я же писал конкретно про ситуацию в церкви, а не в гостях, а Иисус даже в гостях нарушал традиции культурные ))) я почему ответил вам потому что ниже прочитал что вы мне писали это комментарий )
Правила - siragalja - Jan. 19th, 2012 07:10 pm (UTC) - Expand
Re: Правила - a_karpachev - Jan. 21st, 2012 11:23 am (UTC) - Expand
shtunda
Jan. 18th, 2012 08:11 pm (UTC)
ПрочейтавЪ заголовокЪ, нескЪромЪно подумалЪ...
toshaleb
Jan. 18th, 2012 08:24 pm (UTC)
в смысле что это о Вас? Или обо мне? :)
shtunda
Jan. 18th, 2012 08:39 pm (UTC)
Обо мЪну.
СкромЪнеэ надо быть, скромЪнеэ...
kindergod
Jan. 19th, 2012 07:29 am (UTC)
старчество и аскеза - у нас определенно от православия, как и некоторые формы служения

впрочем - жили бы мы на западе - эти формы то же могли иметь место - только с католическими и иными корнями
irenchado
Jan. 19th, 2012 09:01 am (UTC)
Да уж, а я все по своей наивности полагаю, что и старчество и аскеза у нас от истин Божьих, от Слова Божьего - Библии, значение которой с ударным акцентом подчеркнуто в первом принципе баптизма.;)
toshaleb
Jan. 19th, 2012 09:04 am (UTC)
Я думаю, что старчество ("послушание старшим", "старицы") и аскеза ("скопцы для царствия") - это доведенные до крайностей библейские концепции.
kindergod
Jan. 19th, 2012 11:30 am (UTC)
ну тогда нужно определяться с терминами

имелось в виду гипертрофированные их формы:

\\\При наиболее полном выражении института старчества тот, кто вступает под руководство выбранного им старца, должен “полностью отречься от своей воли, своих разумений, своих желаний”, т.е. “обязан полным, беспрекословным и совершенным послушанием” своему духовному отцу. Проявлением этого отречения от своеволия является исповедование старцу каждого своего шага, каждой греховной или даже лишь вызывающей опасение в греховности мысли (откровение помыслов). Многие авторитетные раннехристианские авторы считали такой род подчинения опытному руководителю наиболее надежным путем достижения духовного совершенства. При этом имели в виду не только духовную силу и опытность старца, но и благоприятность такого полного подчинения для преодоления своей гордыни и приобретения смирения.\\\ http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/starchestvo.html

\\\Аске́за (от греч. ασκεσις — «упражнение»), аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур.
Аскет — человек, практикующий аскезу.
В более широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание. Не следует путать с недобровольными ограничениями, связанными с материальными затруднениями.\\\ http://ru.wikipedia.org/wiki/Аскеза

понятное дело - что неуважение старших и росшкошь - христианам не приличествует и Библией не одобряется. Однако - полное подчинение, отключение мозга, принятие на веру всего того что говорят старцы - ИМХО - уже не совсем Библейское.

Ну а аскеза - самовольный отказ - от каких либо видов пищи, брака, секса и прочего - прямо ей противоречит. Точнее сказать - если кто хочет откзаться - это его личное дело, а вот особый статус этого и унижение тех кто не отказывается - вот против ЭТОГО и сам ап.Павел боролся.
Re: А зря! - irenchado - Jan. 23rd, 2012 03:00 pm (UTC) - Expand
Re: А зря! - kindergod - Jan. 23rd, 2012 04:05 pm (UTC) - Expand
Re: А зря! - irenchado - Jan. 23rd, 2012 03:06 pm (UTC) - Expand
ааа теперь я вас понял ;) - kindergod - Jan. 24th, 2012 07:02 am (UTC) - Expand
Re: Ревнование и сеяние - irenchado - Jan. 24th, 2012 07:25 pm (UTC) - Expand
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

препод
toshaleb
toshaleb

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel