?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Христианская свобода


Мы живем в век, когда свобода считается одной из высочайших ценностей. Люди участвуют в митингах и протестуют, когда считают себя обделенными свободой. Человек с ранних лет стремится быть свободным – начиная от ребенка, который говорит «я сам», кончая молодым человеком, который стремится быть финансово независимым от родителей.

Однако, все прекрасно понимают, что абсолютная свобода невозможна в принципе, нас всегда что-то ограничивает – наши физические и интеллектуальные способности, обстоятельства, общество, начальство, государство. В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция), например, свобода человека трактуется как возможность "делать всё, что не наносит вреда другому". Ш. Монтескье писал, что "свобода есть право делать все, что дозволено законом". 


В связи с этим каждый человек (в том числе и неверующий) осознанно или неосознанно стремится ко внутренней свободе, то есть он хочет чувствовать себя выше окружающей его серой действительности. Самые интересные и притягивающие к себе люди – внутренне свободны.

Христианство отвечает на эту внутреннюю потребность человека. Священное Писание неоднократно подчеркивает, что несмотря на самые тяжелые обстоятельства, которые могут окружать нас, верующий человек свободен:

2 Кор. 3: 17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

Гал. 5: 13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.

Ин. 8: 36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.


Недавно христианский мир облетела новость - известный проповедник Ник Вуйнич женился. Молодой парень, родившийся без рук и без ног, ездит по всему миру и вдохновляет людей на преодоление трудностей. Этот человек, несмотря на серьезные физические ограничения, внутренне свободен и счастлив во Христе. Этого не хватает сегодня очень многим христианам. 

Об условии обретения этой свободы говорится и в 6 главе 1 послания к Коринфянам - это искупление и рождение свыше.

1 Кор. 6:11 …и такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

С 12 стиха до конца главы Павел говорит о сути этой свободы и о том как сделать ее реальностью нашей жизни.

1 Кор. 6:12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. 13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. 14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. 15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет! 16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. 17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. 18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. 19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20 Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

I Свобода исполнять свое предназначение (ст. 12 - Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.)

Жители языческого Коринфа тоже жаждали свободы. Но это была ложная, плотская свобода – развлечения, греховные удовольствия. Такова была философия их жизни – «все мне позволительно», «бери от жизни все», «ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем». Поэтому и в церкви насаждалось ложное понимание свободы. Павел вводит здесь общие принципы христианской свободы. Прежде всего, он говорит, что свобода и истинное счастье – это не вседозволенность и распущенность, но возможность исполнять свое предназначение. 

Предназначение человека – прославлять Бога и радоваться в Нем, и на этом пути нужно убирать все лишнее, препятствующее достижению этой цели. И здесь речь может идти не только о чем-то греховном самом по себе – в нашей жизни есть так называемые «серые зоны». Нужно постоянно задавать себе вопрос – этот разговор, это общение, этот способ проведения досуга, эта телепередача, этот вебсайт (все что по сути позволительно) – поможет ли мне стать ближе к Богу, будет ли это способствовать моему духовному росту? Потому что Павел подразумевает, что христианину не все полезно.

Во-вторых, нужно задавать себе честно еще один вопрос – что я делаю, читаю, смотрю и слушаю (что я впускаю в себя) – не делает ли это меня зависимым, не обладает ли это мною? Потому что даже самые прекрасные дары Божьей благодати – сон, еда, имущество, семья – могут при злоупотреблении стать идолами и похотями, владеющими нами. Таково лукавое человеческое сердце, извращающее даже данное Богом. Так происходит, когда мы свой взгляд переносим с Даятеля на дары, с Творца на творение. Мы уже не прославляем Бога, а становимся рабами вещей. Я уже не говорю про алкогольную и наркотическую зависимость. Свобода делать все что хочет наше греховное "я" - это еще одна разновидность рабства.

Третий вопрос, не менее важный, о котором Павел упоминает в другом месте – является ли моя жизнь полезной для других?

1 Кор. 10:23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. 24 Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого.

Иными словами, помогает ли моя свобода стать свободными другим? Не является ли то, что я делаю (может быть даже не греховное само по себе) препятствием для другого прийти ко Христу?

II Свобода от греха (ст. 13-14 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею)

Христианская свобода – не свобода грешить, но свобода от греха. В этом суть пришествия Иисуса Христа, которая была возвещена ангелом Иосифу:

Мф. 1:21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

Коринфяне видимо считали, что всякое желание обязано быть удовлетворено (подобно современному – «что естественно – то не безобразно»). Если человек хочет есть – он насыщается, подобным же образом удовлетворяются и сексуальные потребности. Но Павел обыгрывает их неверные представления, и говорит, что умеренное насыщение необходимо, а вот блуд (всякий секс вне брачных отношений) осуждается Богом и не может быть оправдано, поскольку тело наше для Бога.

Кроме того, пища для поддержания жизни («Господь для тела») – это временная необходимость для земного существования, а вот на небесах, когда Бог воскресит нас силою Своею, мы не будем так нуждаться питании. Блудники же, как написано, царства Божьего не наследуют. Однако, и злоупотребление пищей (чревоугодие) Бог в Своем Слове также осуждает.

Таким образом, грех – это неправильное использование Божьих даров (в данном случае, пищи и интимных отношений).

III Свобода быть Божьим орудием (ст. 15-17 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.)

Аргумент Павла прост – соединенный с Богом человек, ставший членом тела Христова, не может быть соединен со грехом. Пророки Исаия и Осия, например, неоднократно сравнивали неверный Богу Израиль с блудницей, которой Господь дал развод за блудодеяние, то есть постоянное идолопоклонство. И Павел здесь очень резко говорит «да не будет!», иными словами – это невозможно, а также противоречит призванию и природе верующего. Христианин призван быть орудием в руках Господа, руками и ногами Христа в этом мире, а следовательно должен быть чистым: 

2 Тим. 2:20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. 21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.

Нам нужно постоянно задумываться о том, чью работу мы выполняем. Являюсь ли я в своей христианской свободе орудием в руках Бога, чтобы расширять Его Царство, приводить людей к более близкому познанию Христа? Или я орудие дьявола, потому что живу в ложной свободе, когда разрушаю свою и чужую жизни грехом и непрощением? С дьявола можно взять пример только в одном – он очень много трудится. Так и нам нужно много трудится, будучи послушным инструментом в Божьих руках.

IV Свобода быть Божьей собственностью (ст. 18-20 - Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. 19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20 Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. )

Человек создан свободным в Боге, но не создан независимым. Каждый из нас – либо раб Божий, либо дите дьявола, либо раб греха, либо раб праведности. Третьего не дано. Парадокс в том, что истинная свобода – в добровольном рабстве у Христа.

Грех делает нас своей собственностью. Особенно грех блуда (ст. 18). Всякий грех одинаково мерзок в глазах святого Бога, но имеет разные последствия. Одни грехи преследуются по закону, другие – осуждаются людьми, а третьи – наоборот поощряются развращенным обществом. Блуд разрушает здоровье, браки, семьи, психику (пример с блудником). Общество низводит сакральные интимные отношения до простого физиологического акта. Коринфяне особенно нуждались (как нуждаемся и мы) в подобном предостережении, потому что их культура была пропитана блудодеяниями.

Верующий принадлежит Богу, он особым образом отделен от греха для Господа (именно поэтому мы именуемся святыми). Мы храм живущего в нас Духа (ст. 19), где Он должен беспрепятственно действовать. Мы куплены как рабы на невольничьем рынке, и теперь принадлежим Господину, который даровал нам быть не просто рабами в Его доме, но сынами и распорядителями. Христос заплатил ужасную цену за наше избавление. Поэтому теперь мы всецело принадлежим Ему. Наша внутренность (мысли, чувства, желания, воля), наши тела (действия, поступки) теперь Господни. Мы желаем прославлять Господа (ст. 20) всею душою, всею крепостью, всеми силами (Мк. 12:30), а не просто частично или в определенное время.

Дай нам Бог, чтобы все эти ограничения нашей свободы были не спущены сверху и не стали законническими правилами, но шли от нового сердца и вели к более близкому познанию Бога. Ведь истинная свобода - это добровольная и радостная зависимость от Бога и и исполнение нашего предназначения - прославлять Его!

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
mamamilli
Mar. 2nd, 2012 07:14 pm (UTC)
Очень понравилось!Спасибо! Особо впечатлила фраза :"Что я впускаю в себя?" . Задумалась...
toshaleb
Mar. 2nd, 2012 07:28 pm (UTC)
Слава Богу! Спасибо!
polivalka
Mar. 2nd, 2012 08:38 pm (UTC)
благодарю за эти мысли!
наша свобода, по большому счету, только в одном - свобода от греха.
rd7c4
Apr. 7th, 2012 04:53 am (UTC)
А как вы относитесь к российскому либерализму(либертарианство по американской терминологии)? Может ли, например, владелец крупного предприятия распоряжаться им, как его эгоистичной натуре захочется? Или вот телеканал, имеет ли он право показывать отупляющие и растлевающие шоу?
Я заметил, что у нас, баптистов, очень развит именно либеральничанье, к сожалению. Очень часто слышны антисоветские реплики, аргументированные не столько преследованиями за веру, сколько недовольством тем, что, вот, в Советском Союзе не было демократии, колбасы, джинсов и свободы. В данном случае виден эффект поражения сознания: советские диссидентствующие лжецы, вроде Солженицына, задурили, простите за выражение, мозги тем, которые призваны были заграждать уста безумию. Лично я считаю, что главной бедой СССР было вовсе не отсутствие выборов, свобод, полных витрин и т.п., не "репрессии", "железный занавес" и прочие страшилки. В СССР не успели избавиться от марксизма, точнее, от той его части, которая возводила атеизм, цинизм, потребительство в ранг государственной религии. Это и погубило Союз, это являлось причиной гонений на христиан (кроме тех случаев когда сами евангельские христиане неосознанно были проводниками западных жизненных "ценностей"). Солидарное общество людей труда, которое хотели строить коммунисты (не карьеристы, а настоящие, идейные), невозможно без принятия христианских ценностей ("люби Бога и люби людей") на уровне государственной политики. Многие сейчас начинают это понимать, даже среди неверующих. Но почему-то очень большое количество наших проповедников солидаризируются с теми, кто способствует нравственному и хозяйственному упадку России, то есть, с либералами во власти, в интеллигенции, в православном духовенстве, в западных кругах. А как вы считаете?
toshaleb
Apr. 10th, 2012 07:38 am (UTC)
Благодарю за комментарий
... но мне сложно все это комментировать. С чем-то я согласился бы, с чем-то нет. Но одно могу сказать точно - вседозволенность (либеральный фашизм) не менее опасна, чем тоталитарная система.
Самое главное, как мне кажется, не лезть в политику на церковной кафедре. Проповедовать надо прежде всего Слово Божье (желательно последовательно, стих за стихом), а давать духовную оценку мирским событиям надо очень осторожно - мы часто оказываемся в плену идеологий или однобокой информации.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

препод
toshaleb
toshaleb

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel